Образовательные задачи: Расширять представление о графическом изображении букв. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы). Закреплять знание основных геометрических фигур.
Воспитательные задачи: Воспитывать самоконтроль за речью. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитная доска, мягкие подушки, сюжетные картинки, картинки со слогами, музыка для динамической паузы, игровое панно «Древняя пирамида», листы бумаги с контурным изображением букв и геометрических фигур, цветные восковые мелки, прописи для каждого ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
Вступительная часть.
(Цель: эмоциональный настрой детей). (Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на стульчики).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересную страну Смешарию - букварию, где наши любимые герои мультфильма Смешарики приготовил для вас множество заданий о звуках и буквах и давно уже ждут нас.
Основная часть.
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика.
(Цель: развитие мышц артикуляционного аппарата)
- Угадайте, кто нас встречает первым?
Хоть он и ушастик, Собою хорош! Узнали кто это? Конечно же… (Крош!)
- Расскажите, ребята, какой Крош? (ловкий, смелый, быстрый, любознательный, умелый и т.д.) Правильно! А еще Крош очень любит делать зарядку для язычка.
(Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики).
Молодцы! Угадайте, кто же нас встречает следующий?
Задание № 2. Дидактическая игра «Направление букв».
(Цель: расширять представление о графическом изображении букв, закреплять зрительную память.) (Дети подходят к магнитной доске с изображением домика.)
Артист, пианист, Балагур, тары-барыч! Узнали кто это? Конечно… (Кар-Карыч!)
- Но мне кажется, у него проблемы. Карыч запутался и не знает, какие буквы смотрят в левую сторону, а какие в правую. Давайте поможем ему!
(Дети распределяют буквы на левую или правую сторону домика в соответствии с графическим изображением.)
Задание № 3. Дидактическая игра «Исправь словечко»
(Цель: развивать фонематический слуха детей.) - Ну вот, Кар - Карыч остался совершенно доволен, а мы с вами продолжаем свой путь угадайте к кому? (Дети рассаживаются на мягкие подушки.)
Капризный поэт, Любит горный пейзаж. Узнали кто это? Конечно… (Бараш)
- Ребята, послушайте, какие стихи придумал Бараш, но внимательно проверяйте, все ли слова наш поэт подобрал правильно, если нет, то исправьте его.
Нам темно. Попросим папу Нам включить поярче ЛАПУ. (лампу)
Здесь хорошее местечко - Протекает рядом ПЕЧКА. (речка)
Чтобы выросли листочки, На ветвях набухли БОЧКИ. (почки)
Сшил себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли ШАПКИ. (лапки)
Таня - пухленькие щечки И веснушки, словно КОЧКИ.(точки)
Любопытные мартышки Собирают с елок ФИШКИ. (шишки)
Волны ходят на просторе День и ночь в открытом ГОРЕ. (море)
Свет дневной уходит прочь, На поля спустилась ДОЧЬ. (ночь)
Пчелка мед цветочный пьёт, Из него готовит ЛЁД. (мед)
Задание № 4. Динамическая пауза.
(Цель: снять мышечное напряжение, развивать основные физические движения детей.)
- Молодцы! А кто же из смешариков всегда следит за здоровьем?
На лыжах бегунья, На кухне певунья. Узнали кто это? Конечно… (Совунья)
(Дети выполняют общие физические упражнения под музыку).
Подведение итогов совместной деятельности.
- Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями смешариков, показали какие вы умелые, дружные, любознательные и внимательные. До новых встреч!
ЗАНЯТИЕ 4
Вступительная часть.
(Цель: эмоциональный настрой детей). (Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на стульчики).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересную страну Смешарию - букварию, где наши любимые герои мультфильма Смешарики приготовил для вас множество заданий о звуках и буквах и давно уже ждут нас.
Задание № 1. Дидактическая игра «Древняя пирамида»
(Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление.)
(Дети подходят к доске с изображением древней пирамиды.)
Рогатый ученый, Забавный типаж. Узнали кто это? Конечно….. (Лосяш)
- Сейчас он как раз занят изучением истории древнего народа, который прекрасно умел строить пирамиды. Одну из них Лосяш сумел откапать, но она настолько старая и потертая, что я предлагаю вам ее украсить. Для этого нам нужно разделить слова с картинок на слоги и поставить ее на соответствующий этаж.
(дети расставляют картинки на этажи пирамиды, в соответствии слогов в слове и количеством «камней» на каждом этаже)
Задание № 2. Дидактическая игра «Волшебный цветок»
(Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление, внимание). (Дети подходят к столику с приготовленным заданием.)
- Итак, следуем дальше. Нас встречает любительница прекрасного, а кто же это, угадайте сами!
Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали кто это? Конечно же… (НЮША) в своем прекрасном саду.
В саду распустился красивый цветок, Он разный по цвету имел лепесток, На каждом из них написан был слог, Чтоб слово составить ты сразу бы смог.
- Ребята, давайте с вами вместе прочитаем слоги на лепестках цветка и попробуем составить из них слова.
(Дети читают слоги на лепестках цветка и составляют из них слова.) Варианты слов: (замок, ваза, вата, роза, рота).
Задание № 3. Дидактическая игра «Укрась свою букву»
(Цель: Закрепить знание графического изображения букв, знание геометрических фигур. Развивать творческие способности.) (Дети рассаживаются за столы.) - Ну вот мы и добрались до последнего жителя страны Смешария-буквария.
Колючки, очки, Пара ручек и ножек. Узнали кто это? Конечно же…(ЕЖИК)
- Помогите ежику украсить буквы той геометрической фигуркой, которая прикреплена к вашей букве.
(Дети под музыку раскрашивают свою букву геометрическими фигурками, демонстрируют результат друг другу.)
Задание № 4. Музыкальная пауза.
(Цель: снять мышечное напряжение, развивать основные физические движения детей.)
(Дети выполняют общие физические упражнения под музыку).
Подведение итогов совместной деятельности.
- Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями смешариков, показали какие вы умелые, дружные, любознательные и внимательные. До новых встреч!
Цель -развитие зрительного восприятия, внимания, артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно - образовательные задачи:
Формировать представления детей о природных явления и их взаимосвязи.
Упражнять в выделении слов на заданную букву.
Закреплять умение составлять рассказ по опорным словам.
Коррекционно - воспитательные задачи:
Воспитание бережного отношения к природе.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование: картинки с изображениями животных и растений, ребус, костюм боровичка, схема рассказа - загадки «Майский день».
ЗАНЯТИЕ 5
1. Организационный Момент.
Входит боровичок.
«Здравствуйте ребята, вы любите гулять в лесу? А в парке, на лугу?. Кто из вас был на море? Что вам понравилось? Что какое природа?
Да правильно, реки, трава, озера, леса, солнце, небо – все это природа и человек тоже часть природы. Природа учит человека мудрости. Природа сама нуждается в нашей помощи.
Вот посмотрите на плакат, что здесь написано?
«Берегите все что есть на Земле».
Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать. А ведь многие даже не задумываются, когда наносят вред всему живому.
2. Отгадайте загадку.
Жу - жу - жу, я на ветке сижу и звук «Ж» все твержу. Кто это? (жук - божья коровка)
- Вам знакомо это насекомое? А вы знаете, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, уничтожает тлю, а сам страдает от неумеренного любопытства человека. Расскажите о ней.
(Ответ детей. Мы сажаем божью коровку на руку и приговариваем: божья коровка полети на небо, принеси нам хлеба, черного да белого только не горелого.)
- Вы понимаете, что хлеба она не может принести. Она помогает сохранять урожай в поле и огороде. Народное поверье гласит, что она приносит счастье. Как вы будете относиться к божьим коровкам?
Кто из вас видел бабочек? Каких бабочек вы знаете? Бабочки, как цветы красивы, невесомы и ранимы. Давайте дадим друг другу слово что никогда не будем ловить насекомых, а будем только наблюдать за ними.
3. Поиграем с вами в игру- загадку «Найди ошибку».
Послушайте рассказ и найдите ошибки в поведении детей.
«Майский день»
Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне развели костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.
Какие вы заметили ошибки?
4. Игра «Назови правильно».
Найдите на картинке слова со звуком «М».
5. Итог занятия.
Боровичок спрашивает: какая игра вам понравилась, почему?
ЗАНЯТИЕ 6
1. Организационный Момент.
Входит боровичок.
Ребята давайте сегодня поговорим о временах года и природе. Какие времена года вы знаете? Какие изменения бывают в природе когда приходит лето….осень…зима….весна.
2. Отгадайте ребус.
Что это за дерево? (ель, сосна, береза, осина)
3. Конкурс знатоков природы.
- почему книгу называют красной?
- почему белые медведи не могут жить в лесу?
- чем еж на медведя похож?
- каких насекомых называют как животных?
- как называются птицы, которые остаются зимовать?
- назовите перелетных птиц?
- назовите растения, которые нас лечат?
- назовите садовые и лесные ягоды.
4. Игра «Цветочек покажись разочек».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты.
Игра «Цветочек покажись разочек». Посмотрите на картинку и найдите цветок, который нарисован на всех шести карточках. Молодцы, у вас внимательные глазки.
- попробуйте нарисовать цветы и подарите их своим близким. Цветы лучше рисовать, а не рвать.
5. Итог занятия.
Боровичок спрашивает: какая игра вам понравилась, почему?
Модуль 4 Интеграция областей: «Развитие устной речи», «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей», «Развитие высших психических функций»
Цель: Развитие слухового восприятия. Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности. Предварительная работа. Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки ( из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Оборудование. Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).
ЗАНЯТИЕ 7
Задание 1 Организационный момент.
Передай мимикой (радость, грусть). - Посмотрите на солнышко. - Какое у него настроение (грустное). - Почему? (у него грустные глаза, не улыбается). - А когда у вас такое настроение бывает? (когда иду в детский сад и т. д.) - Изобразите грусть. - Посмотрите на другое солнышко. - Какое у него настроение? (радостное). - Почему? (оно улыбается). - А когда у вас такое настроение бывает? (когда мне покупают игрушку и т. д).
- Изобразите радость.
Задание 2 – Ребята, посмотрите сколько у меня различных предметов. (молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки). - Для чего я их принесла? (чтобы выполнять разные действия с предметами)
- Могут ли предметы издавать звуки? (да). Логопед демонстрирует действия со звучащими предметами. Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Игра «Назови звучащий предмет» (логопед за ширмой выполняет действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал. - Что вы услышали? (звуки). - Какие речевые или неречевые звуки? (неречевые). - Почему? (потому что мы их не произносили ртом). Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
Задание 3
Игра «Жмурки с колокольчиком». Дети произносят текст с движением. Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом) Двигаемся мы пешком (двигаются шагом) А потом, потом, потом (бег) Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп) Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика. - Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? (неречевые).
- Какие звуки мы называем речевые? (которые произносятся ртом). - Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки? (губы, зубы, язык, твёрдое нёбо).
Задание 4
Игра «Живые звуки». - Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать. Дети по беззвучной артикуляции узнают звук и произносят его: А У И О У Э Ы.
Задание 5
Игра «Изобрази животное».
Дети изображают голосом различных животных.
Окончание занятия
Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.
- Что вам было сложно выполнять?
- Что вам было легко?
- В какие игры вам было интересно играть?
- Какое у вас сейчас настроение?
ЗАНЯТИЕ 8
Организационный момент
Задание 1
Детки давайте встанем все в круг и поприветствуем друг друга на разных языках. Дети приветствуют друг друга на русском, английском, французском, немецком языках.
Задание 2
Упражнение «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков». Логопед произносит звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально. Например: А-А-А У-У И-И-И и т.д.
Задание 3
Игра «Что получится?» -К звуку А прибавим У получается? (АУ). - Сколько всего звуков услышали? (два). - Какой первый звук? (А). - Какой второй звук? (У). Дети с помощью фишек составляют слог АУ. И т. д.
Задание 4
Музыкальная пауза.
Дети двигаются под музыку, повторяя движения за логопедом
Задание 5
Игра «Посвети фонариком». Дети на определённый гласный звук светят красным фонариком.
Окончание занятия
Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.
- Что вам было сложно выполнять?
- Что вам было легко?
- В какие игры вам было интересно играть?
- Какое у вас сейчас настроение?
ЗАНЯТИЕ 9
Организационный момент
Задание 1
Дети приветствуют друг друга. Логопед предлагает детям передать при приветствии свое настроение другому (с помощью мимики, жестов).
Задание 2
Игра «Угадай по голосу». Дети произносят текст с движением. Вот построились мы в круг (идут по кругу) Повернулись разом вдруг (идут по кругу) А как скажем цок-цок-цок (бег) Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп). Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.
Задание 3
Игра «Волшебная книга» - Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове (аист, утка, эму, индюк, удочка, арка, обруч, эльф и т.д.)
Задание 4
Упражнение «Придумывание слов на заданный звук». Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом. Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).
Логопед напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём –то узнаём.
Задание 5
Игра «Живая природа»
Логопед предлагает детям изобразить под музыку различный явления живой природы (как распускается цветок, как всходит солнце, дует ветер, плещется море и др.)
Окончание занятия.
Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.
- Что вам было сложно выполнять?
- Что вам было легко?
- В какие игры вам было интересно играть?
- Какое у вас сейчас настроение?
Модуль 5 Индивидуальные занятия Интеграция областей: «Развитие устной речи», «Развитие высших психических функций»
ЗАНЯТИЕ 10 КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]»
Цель: формирование правильного произношения звука [л] в изолированной позиции.
Задачи:
Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
Воспитание усидчивости.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Развивающие технологии.
План:
I. Оргмомент; II. Сообщение темы; III. Артикуляционная гимнастика; IV. Постановка звука [л]; V. Уточнение артикуляции звука [л]; VI. Развитие фонематического анализа; VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л]; VIII. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Оргмомент
Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку: Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. - Что это за овощ? Покажи на картинке. Ребенок находит картинку с изображением лука. Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук? Р.: Звук [л]. Л.: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.
II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].
III. Развитие фонематических процессов
Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка. Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л]. Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта. Ребенок выбирает нужные картинки.
Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата. Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку. Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова). Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.
Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука). Где находится кончик языка? Р.: кончик языка вверху. Зубы сомкнуты или раскрыты? Р.: Раскрыты. Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? Р.: Нет Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).
VI. Постановка звука [л]
Логопед использует три способа постановки. 1. (По подражанию) Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л) 2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом) Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка. 3. (От межзубного звука [ы]) Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л]. После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.
VII. Подведение итогов занятия
- Какой звук мы учились произносить? - Звук [л]. - Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).
ЗАНЯТИЕ 11 КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Р»
Цель - формирование правильного произношения звука [р] в изолированной позиции.
Задачи:
Коррекционно- образовательная: - Уточнение артикуляции и характеристики звука «Р». - Автоматизация и дифференциация звука Р в словах со стечением согласных, словосочетаниях. - Формирование представлений о цвете, величине. - Формирование умений образовывать множественное число имен существительных; согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Коррекционно – развивающие: - Развитие мелкой моторики пальцев рук. - Развитие артикуляционной моторики. - Развитие фонематического слуха и восприятия. - Развитие мимических мышц лица.
Коррекционно – воспитательная: Воспитание у детей самоконтроля за речью и самостоятельности при выполнении заданий.
Оборудование: Картинки со звуком Р, мяч, сюжетные картинки, пособие «Волшебные круги», схемы положение звука в слове, предметные картинки с изображением мальчика, девочки, облака.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Л.: Здравствуй, Маша! К нам гости пришел щенок по имени Крош. Давай с ним поздороваемся!. Р.: Привет, Крош!
2. ИГРА «НАСТРОЕНИЕ». Л.: Сегодня пасмурная погода или солнечная? Если пасмурная - настроение у нас плохое, грустное, если солнечная - настроение хорошее, радостное. Выложи вот из этих камушек на коврике наше настроение. Р.: Сегодня солнышко сияет, настроение хорошее, радостное, вот такое: А когда пасмурно, то настроение грустное, вот такое:
3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: Упражнения: «Крылатые качели» «Грибок-теремок», «Маляр», «Болтушка», «Барабан», «Автомат». Все упражнения делаем перед зеркалом (зрительный контроль).
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЖЕЛЕЗНОВОЙ ПОД МУЗЫКУ. Пальчиковый су-джок массаж «Колючий ёжик»: Л., Р.: Бежит ёжик по дорожке, у него большие ножки. (ребёнок проговаривает стихотворение одновременно катая по ладошке су-джок-шарик).
Л.: По дорожке походи, и картинки собери, 1,2.3, 1, 2, 3 – все слова ты повтори!
По кору разложены картинки со звуком Р, под картинкой цифры(1, 2, 3, 4, 7 и т. д.). Задание: Назвать картинку, чётко произнести слово со звуком Р Произнести слово нужно соответственно цифре (цифра3 – произнести 3 раза). - КРОТ, КРОВАТЬ, КРАСНЫЙ, КРУГ, КРЫЛО. Л,: Молодец! Ты постаралась и заработала приз (корзинку с фигурками разного цвета). Задание: Разложи фигурки по форме, называя фигурки и цвета. Р.: Красный круг, синий квадрат, зелёный треугольник…
7. ИГРА «РАЗЛОЖИ ПО КОРЗИНКАМ». Л.: А сейчас последнее задание: разложи по корзинам овощи, фрукты, в одну корзину слова, где есть звук Р, в другую слова, где нет звука Р. Р.: Корзина со звуком Р: арбуз, картошка, огурцы, помидор. Корзина без звука Р: баклажан, капуста, свекла.
8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Л.: Молодец, Маша, ты старательная девочка! Приходи ко мне ещё! А вот тебе приз Раскраска «Королева».
ЗАНЯТИЕ 12 КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С’]
Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа
Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов
Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью
Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.
Ход занятия
I. Орг. момент
Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок). Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.
II. Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).
III. Массаж лица
А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем, Дружно щеки растираем. Моем носик, ушки, лоб, Вот умылись и вперед.
VI. Мимическая гимнастика
Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема). Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?). Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).
V. Анализ артикуляции
Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его. Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?
VI. Характеристика звука
Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]? Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
VII. Дыхательная гимнастика
Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).
VIII. Развитие фонематического слуха в слогах
Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши. - СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.
IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма
Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной. СЯ – СЯ; СЯ – СЯ – СЯ; ясь – ясь; ясь – ясь – ясь; СЁ – СЁ; СЁ – СЁ – СЁ; Ёсь – Ёсь; Ёсь – Ёсь – Ёсь; СЮ – СЮ; СЮ – СЮ – СЮ; Юсь – Юсь; Юсь – Юсь - Юсь; Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.
X. Закрепление звука в словах
«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ – с’ – с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.) XI. Пальчиковая гимнастика Давай посчитаем, кого вы встретили? (Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.) С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались? (Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)
XII. Развитие фонематического слуха в словах
Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять . Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).
XIII. Слоговой анализ
Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).
XVI. Согласована существительных с прилагательными Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они? (Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок – маленький, желтый, и т.д. лосёнок - …., поросёнок…
XV. Итог
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Модуль 6: Заключительные занятия "Развитие высших психических функций", "Развитие речи", "Развитие коммуникативных умений"
ЗАНЯТИЕ 13
Цель – развитие высших психических функций, речевое развитие
Задачи: - развитие слухового внимания и восприятия, памяти, подвижности органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики; - закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук; - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: мячи, барабан, 2 зайца, музыкальные инструменты, картинки к стихотворению и артикуляционной гимнастике.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети идут к столам, перешагивая через мячи. - Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. - Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь.
2. Введение в тему.
Игра «Что ты слышишь?». - Послушайте звуки за окном. (Дети закрывают глаза.) - Что шумит? (Деревья, листья.) - Что гудит? (Машины.) - Кто кричит? (Мальчики, дети.) - Кто разговаривает (Люди.) - Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся из коридора. (Дети отвечают.) - Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/
3 Работа по теме.
Игра «Прятки».
- Верно, сейчас я предлагаю вам внимательно послушать звук барабана и найти сюрприз. Педагог прячет 2 зайца в коробку. Дети ищут подарок. Ориентируются на силу удара барабана: громко - близко, тихо - далеко.
Игра «Угадай по звуку».
Два зайца - большой и маленький. У большого зайца много сил - он играет громко на барабане, сильно, а маленький тихо. Педагог за ширмой ударяет в барабан (удар чередуется громко - тихо). - Отгадайте, какой из зайцев только что играл? - Как вы догадались? - Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/
4. Физкультминутка.
Есть на пальцах наших ногти, На руках ладони, локти. Лицо, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, щёки и виски, Две ноздри, что так близки. Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!
5. Дифференциация неречевых звуков.
- Зайчата, любят играть и на других музыкальных инструментах. Догадайтесь какой звучит. Игра «Узнай музыкальный инструмент». Педагог демонстрирует игру на музыкальных инструментах различной величины - бубне, колокольчике, дудочке. Дети прослушивают игру и отгадывают музыкальный инструмент. - Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/
6. Развитие слухового внимания и памяти.
Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить/ показ предметных картинок/ Где-то собаки рычали: р-р-р. В стойле коровы мычали: му-му-му. В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж. Мимо машины трещали: тр-тр-тр. Листья на ветру шумели: ш-ш-ш. А комары всё пели: з-з-з. - Помогите мне рассказать его снова(Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).
7. Знакомство с речевыми звуками.
- Игрушки, машины, собаки – все могут издавать звуки. А может ли человек говорить звуки? - Приведите пример - Верно! Человек может произносить разные звуки, например, а,у,ы…
Игра «Кто сказал "Бум"?». - Узнайте по голосу: кто сказал «бум»? Педагог выбирает водящего. Ребенок-водящий закрывает глаза. Он должен по голосу определить того, кто сказал «бум».
Те звуки которые говорит человек называются «звуки речи». - С помощью чего человек может их произносить? - Молодцы! Человек произносит различные звуки с помощью губ, языка, зубов. Чтобы они нас слушались и помогали всегда правильно говорить, мы будем делать для них зарядку. Упражнения: «Лягушка», «Слонёнок», «Блинчик».
8. Итог занятия.
А) - Что нового сегодня узнали? - Что понравилось? - О чём расскажешь дома родителям? Б) анализ работы каждого ребёнка.
ЗАНЯТИЕ 14
Цель: развитие ВПФ и речевое развитие, обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. - Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок) Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем – левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке. Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия – голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился. Появляется кукла цыпленка Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой. (Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц) Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук? Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц) Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.
3. Характеристика звука
Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает. Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)
4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.
Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь
а.) Произношение стихотворения Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки). Цок-цок-цок! Ты лошадка, серый бок. Ты копытцем постучи, Нас домой скорей домчи.
б.) произношение слогов скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы
Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку) Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).
5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.
Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).
Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)
6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».
Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа Открывайся, третий глаз Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице Лучше станет наша память Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках. Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы Скворец, певец, леденец, молодец Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка? Дети: Курица. Звуковой анализ слова курица
Логопед: -Сколько слогов в слове курица? (Три) -Назовите первый слог. (Ку) -Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у) Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца». Дети самостоятельно выкладывают схему слова. Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.
Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата. Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.
7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.
Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»
Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу. Мышечная релаксация «Волшебный коврик»
Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)
Ресницы опускаются… Глаза закрываются… Мы спокойно отдыхаем… (2 раза) Сном волшебным засыпаем… Наши руки отдыхают… Тяжелеют, засыпают…(2 раза) Шея не напряжена, А расслаблена она… Губы чуть приоткрываются… Так приятно расслабляются. (2 раза) Дышится легко, ровно, глубоко. Мы чудесно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать.
8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.
Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка») Дети следят глазами по заданной траектории.
Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок. (Один из детей выполняет ход)
Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.
9. Развитие связной речи.
Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.
10. Рефлексия.
Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? ( Ответы детей).