Цели: отрабатывать правильное дыхание; активизировать работу органов артикуляции; разнообразить голосовые модуляции; упражнять в координации слова с движением; развивать чувства ритма; обучать мышечной релаксации; отрабатывать замедленный темп, чувство расслабленности в отражённой речи. лексико-грамматическая работа по теме «Фрукты, овощи». Ход занятия. 1. Орг. момент Игра «Повтори, найди картинку и поставь на доску» Помидор-огурец, свёкла – морковь, картофель – яблоко, груша – слива, лимон – апельсин. 2. Сообщение темы. Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если группировать эти картинки по какому-то признаку, то на какие две группы можно разделить эти картинки? (Овощи и фрукты). Где растут овощи? (На грядке, в огороде.) Как называется профессия человека, который выращивает овощи на больших полях? (Овощевод.) Кок называется магазин, ларёк, латок или отдел большого магазина, где продают овощи? (Овощной.) Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.) Как называется профессия человека, который разводит сад? (Садовод.) Как называется магазин, ларёк, лоток, или отдел большого магазина, где продают фрукты? (Фруктовый.) Как используют фрукты и овощи? (Варят компот, варенье, делают пюре, сок; сушат; делают начинку для пирожков; едят сырыми; готовят салат.) Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах. Логопед. Давайте представим, что съели кислый лимон.(комплекс № 1 упр. № 3), а затем сладкое яблоко. (комплекс № 1 упр. № 6). Комплекс №1 упр.14. «Разложи овощи и фрукты» Логопед даёт каждому ребёнку один овощ и один фрукт. Ребёнок кладёт овощ в корзину, а фрукт - в вазу. Логопед комментирует действия ребёнка. Затем ученик повторяет. Помидор положил в корзину, яблоко положил в вазу. Огурец положил в корзину, грушу положил в вазу. Лук положил в корзину, банан положил в вазу. Чеснок положил в корзину, мандарин положил в вазу. Игра с мячом. «Считалка» Дети вслед за логопедом повторяют считалку и на каждое слово ударяют мячом об пол. Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Будем фрукты мы считать (4 удара) Груша, персик, мандарин, (3 удара) Абрикос и апельсин (2 удара) Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Фруктов было ровно пять. (4 удара) Игра «Большой – маленький» Слова – помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. Игра «Магазин» Логопед У меня яблоко. В магазине продают что? (Яблоки.) На прилавках много чего? ( Много яблок.) Слова: помидор, огурец, морковь, картофель, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. Логопед читает зачин и предлагает детям, загибая пальчики, сосчитать фрукты. Каждый пальчик загибаем, Дружно яблоки считаем: Одно яблоко, два яблока, Три яблока, четыре яблока, Пять яблок, шесть яблок, Семь яблок, восемь яблок, Девять яблок, десять яблок. Каждый пальчик загибаем, Дружно груши мы считаем: Одна груша, две груши, Три груши, четыре груши, Пять груш, шесть груш, Семь груш, восемь груш, Девять груш, десять груш. Каждый пальчик загибаем, Апельсины мы считаем: Один апельсин, два апельсина, Три апельсина, четыре апельсина, Пять апельсинов, шесть апельсинов, Семь апельсинов, восемь апельсинов, Девять апельсинов, десять апельсинов. Игра «Четвёртый лишний» Три фрукта и один овощ. Три овоща и один фрукт. Игра «Разрезные картинки» У каждого ребёнка конверт с двумя картинками (овощ и фрукт), разрезанными на 5 частей (чёрно-белые изображения). Игра «Какой, какое, какая, какие» (с мячом) Логопед, бросая мяч, называет цвет. Ребёнок, возвращая мяч, называет цвет и овощ (фрукт). Красные: помидор, перец, редис, яблоко, груша, гранат. Оранжевые: апельсин, мандарин, морковь. Жёлтые: перец, лук, кукуруза, дыня, патиссон, кабачок, тыква, картофель, яблоко, груша, лимон, банан, персик, абрикос. Зелёные: огурец, капуста, горох. Игра «Вверху – внизу, справа – слева» Дети должны расположить предметные картинки с овощами и фруктами по указанию дефектолога на альбомном листе: «В правый верхний угол положите луковицу и мандарин, в нижний левый – морковь и яблоко; в правый нижний – перец и грушу; в верхний левый – редиску и апельсин. В центре положите дыню и помидор. Логопед. Назовите овощи и фрукты, которые лежат вверху; внизу; справа; слева; в центре. Образование относительных прилагательных от названий фруктов. Сок из слив – сливовый. (Сок из яблок, груш, малины, мандаринов, винограда, ананаса, банана, вишен, грейпфрута, апельсина, вишен, граната). Дидактическая игра «Что где растёт»: яблоко – на яблоне, слива – на …, груша – на… . «В саду» Логопед читает рассказ, а дети изображают описываемые в нём действия жестами, движениями («немое кино»). Дети пошли в сад. Там на деревьях растут яблоки. Они круглые, кисло-сладкие. Внутри у них маленькие зёрнышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети поднимают их, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают маму и папу. Вкусные яблоки. 4. Подведение итогов занятия. |