Конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному развитию по программе "Волшебный мир шахмат" первый год обучения (от 5 до 6 лет)
Конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному развитию по программе "Волшебный мир шахмат" первый год обучения (от 5 до 6 лет)
Конспекты занятий для оучения игре в шахматы для детей первого года обучения с 5 до 6 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному развитию по программе "Волшебный мир шахмат" первый год обучения (от 5 до 6 лет)»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Айгуль»
Конспекты
Организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
по программе «Волшебный мир шахмат»
первый год обучения (от 5 до 6 лет)
Разработала:
воспитатель 1 кв. кат.
Мартынова И.А.
г. Набережные Челны 2017 г.
Первый год обучения (с 5 до 6 лет)
Тема: «В стране шахматных чудес»
Цель: Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы.
Программное содержание: Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Шахматная нотация: адреса фигур.
2.Основная часть: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ….) «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). 3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить цифры и буквы на шахматной доске.
Тема: «Героическая пешка.Ни шагу назад»
Цель: Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске.
Программное содержание: Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о шахматных фигурах. Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек».
2. Основная часть: разучивание рифмовки о пешке, способах её хода. Упражнения: «Поставь пешку на её поле», «Покажи способы хода пешки»», «По каким клетка может ходить пешка». 3 часть: чтение стихотворения Г. Мишина «Поход маленькой пешки» с показом иллюстраций или диафильма.
Тема: «Шахматная шкатулка»
Цель: Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействие в игре. Программное содержание: Объяснить место пешки в начальном положении. Объяснить, как «ходит» эта фигура (вперед на 1 клетку, из начального положения - на 2 клетки). Объяснить, как пешка «бьет» другие фигуры (по диагонали на 1 клетку). Объяснить понятие «взятие на проходе». Ход занятия: Самостоятельная расстановка фигур перед шахматной партией. Объяснить, что ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях. :"Я смотрю на первый ряд,По краям ладьи стоят"и ставите белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.:"Рядом вижу я коней,Нет фигуры их хитрей"и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево) .Вводите слонов:"Меж коней заключеныНаши славные слоны".На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:"И еще два поля есть,А на них король и ферзь". Познакомить с правилом "Ферзь любит свой цвет». Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «пешка» по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 92-97) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску». Познакомить с «превращением» пешки, дошедшей до края шахматного поля. Пешка.А пехота, как всегда,Впереди идёт она!Пешка с пешкою плечомДвижутся всегда ладком.Все мечтают, как одна,Дослужиться до ферзя!Одному лишь я не рад –Ей нельзя ходить назад.Ходит прямо, рубит в бок,Не бывает ход широк.Лишь однажды, первым ходом,Через клетку переходит.На проходе может сбить.Будут знать куда ходить! Просмотр мультфильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Шахматная шкатулка", «Чемпион», «Восемь в ряд» (Сухин, «Шахматы для самых маленьких» (стр. 94) Игры парами: на доске только пешки, цель – дойти пешкой до края доски и превратить пешку в другую фигуру.
Тема: «Маленькое войско»
Цель. Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ладье
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ладье, способах её хода. Упражнения: «Поставь ладью на её поле», «Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка может ходить ладья».
3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи».
Тема: «Вежливые слоны»
Цель: Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре.
Программное содержание: Учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) проходить «лабиринт» до определённого поля на доске. Вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды».
Ход занятия:
1. Вводная часть: Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
2.Основная часть: Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
3 часть: Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Тема: «Тяжёлые и лёгкие фигуры»
Цель: Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур
Программное содержание: Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Игры с Горизонталиком и Вертикаликом. «Кто быстрее составит горизонталь?» и т.п.
2. Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Найди самую короткую и длинную диагональ», «Какого цвета самая длинная диагональ», « Найди цент шахматной доски».
3 часть: закрепление пройденного материала в шахматных загадках. Задания в тетради: «Исправь ошибки».
Тема: «Могучая фигура (Ферзь)»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ферзе, почему она так называется.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь».
3 часть: Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя».
Тема: «Надежный товарищ»
Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Прыг, скок и вбок»
Цель: Ввести понятие о значении и действиях коня в игре.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Цель: Закрепить знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками. Развивать логическое мышление.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «И король жаждет боя»
Цель: Познакомить детей с главной шахматной фигурой – король.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
1. Вводная часть. Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король».
Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.
Программное содержание: Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».
Тема: «Как ладья похудела»
Цель: Познакомить детей с правилами рокировки.
Программное содержание: Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды».
Ход занятия:
1. Вводная часть: Рассказ воспитателя: король самая главная фигура и его надо защищать, для него придумали ход,
рокировка. В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья.
2.Основная часть: показ рокировки в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. Потренировать в выполнении рокировки без других фигур. Познакомить с правилами, когда рокировку делать нельзя.
3 часть: Игра: «Кто первый?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат).
Тема: «Короткая или длинная?»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки.
Программное содержание:Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее».
3 часть: игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».
Тема: «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
Тема: «В гостях хорошо, а дома лучше»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях поведения коня на шахматной доске.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Цель: Ввести понятие о прямой зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта.
Программное содержание: Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Выбор жюри, представление команд
Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.
2. Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
Цель: Научить детей рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске.
Программное содержание: Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
2.Основная часть: Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в случае затруднения педагог помогает.
3 часть: Соревнование с подсчетов очков( одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; о очков, если задачу придумает за ребенка педагог и 0 очков, если задача не решена). Впервые определяется победитель.
Тема: «Волшебный квадрат»
Цель: Ввести понятие об элементарных комбинациях.
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; тренировать логическое мышление; обогащать детскую фантазию. Вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
3 часть: Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Тема: «Кто бы не начинал – ничья: я уничтожаю пешку»
Цель: Развивать наблюдательность, память, умение анализировать позицию на шахматной доске.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; тренировать логическое мышление; обогащать детскую фантазию. Вырабатывать у ребёнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
3 часть: Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах, продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: оба короля сегодня будут бегать т.к. мы сегодня познакомимся с понятием «оппозиция».
2.Основная часть. Оппозиция это такое положение королей, когда они стоят друг против друга по вертикали или диагонали, при этом они стоят на клетках одного цвета. Если короли стоят через одну клетку, то оппозиция называется ближней. С помощью оппозиции короли борются друг с другом. Упражнение в постановки королей в оппозицию по
горизонтали, вертикали, диагонали. Показать, как, используя знания оппозиции поставить мат ладьей с помощью короля: заставлять короля противника вставать в ближнюю оппозицию и в это время делать шах ладьей, своим королем стараться вставать на ход коня, подгонять короля к краю доски.
3 часть: Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить усвоение материала.
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры, пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: Выполнить правила дебюта (занят центр, развиты легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти правила: лучше не выводить ферзя вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не заниматься охотой на пешек). 2.Основная часть: Показать варианты нападения на поле F7 - F2 (мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат легаля (конем).
3 часть: Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии; потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении поставить защиту.
Тема: «Ответь как в сказке, сам без подсказки»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
Программное содержание: Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
2.Основная часть: Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в случае затруднения педагог помогает.
3 часть: Соревнование с подсчетов очков( одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; о очков, если задачу придумает за ребенка педагог и 0 очков, если задача не решена). Впервые определяется победитель.
Тема: «Ответь как в сказке, сам без подсказки»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
Тема: «И снова в гости»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры, пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: Выполнить правила дебюта (занят центр, развиты легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти правила: лучше не выводить ферзя вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не заниматься охотой на пешек). 2.Основная часть: Показать варианты нападения на поле F7 - F2 (мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат легаля (конем).
3 часть: Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии; потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении поставить защиту.
Тема: «Шахматная эстафета»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.
2. Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
Программное содержание: Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Что такое «ловушка? В шахматной игре тоже
можно поставить противнику ловушки, но можно и самим в них угодить.
2.Основная часть: Показ вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья, ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может подстроить вилку - шах с потерей ладьи. Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах. Обратить внимание, что защититься от него с помощью других фигур нельзя, король спасается сам.
3 часть: Игровые упражнения «сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «свяжи фигуру», «поставь двойной шах».
Тема: «Шахматная шкатулка»
Цель: Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействие в игре. Программное содержание: Объяснить место пешки в начальном положении. Объяснить, как «ходит» эта фигура (вперед на 1 клетку, из начального положения - на 2 клетки). Объяснить, как пешка «бьет» другие фигуры (по диагонали на 1 клетку). Объяснить понятие «взятие на проходе». Ход занятия: Самостоятельная расстановка фигур перед шахматной партией. Объяснить, что ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях. :"Я смотрю на первый ряд,По краям ладьи стоят"и ставите белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.:"Рядом вижу я коней,Нет фигуры их хитрей"и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево) .Вводите слонов:"Меж коней заключеныНаши славные слоны".На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:"И еще два поля есть,А на них король и ферзь". Познакомить с правилом "Ферзь любит свой цвет». Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «пешка» по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 92-97) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску». Познакомить с «превращением» пешки, дошедшей до края шахматного поля. Пешка.А пехота, как всегда,Впереди идёт она!Пешка с пешкою плечомДвижутся всегда ладком.Все мечтают, как одна,Дослужиться до ферзя!Одному лишь я не рад –Ей нельзя ходить назад.Ходит прямо, рубит в бок,Не бывает ход широк.Лишь однажды, первым ходом,Через клетку переходит.На проходе может сбить.Будут знать куда ходить! Просмотр мультфильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Шахматная шкатулка", «Чемпион», «Восемь в ряд» (Сухин, «Шахматы для самых маленьких» (стр. 94) Игры парами: на доске только пешки, цель – дойти пешкой до края доски и превратить пешку в другую фигуру.
Тема: «Шахматная эстафета»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.
2. Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.
2.Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
Цель: Уточнение уровня освоения программного материала.
Программное содержание: Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Шахматная нотация: адреса фигур.
2.Основная часть: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ….) «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.).
3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить цифры и буквы на шахматной доске.
Тема: «Шах»
Цель: Формировать представления о позиции «Шах». Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.
Программное содержание: Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».
Тема: «Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах»
Цель: продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения; учить сравнивать фигуры, показывать их различие и сходство; развивать роизвольное внимание, лгическое мышление, мелкую моторику.
Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
Тема: «Мат»
Цель: Формировать представления о том, что мат – цель игры. Упражнять в определении шахматных ситуаций.
Программное содержание: Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.
2. Основная часть: дать определение «Мат», «Пат». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата».
3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате и пате, задания в тетради.
Тема: «Мат в один ход»
Цель: Закрепить представления детей о позиции «Мат». Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность.
Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.
2. Основная часть: закрепить понятие о «Мате» и «Пате». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата».
3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате т пате, задания в тетради.
Тема: «Что такое связка»
Цель: Закрепить ранее полученные знания и умения. Формирование понятия «Связка»
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Ничья»
Цель: Формировать представление о положении «Пат», выделение отличий между пата и мата.
Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
1. Вводная часть. Чтение детям И. Сухин «Шахматная сказка».
2.Основная часть. Знакомство детей с правилами поведения в шахматах. Упражнения: «Выбери правильный ответ».
3 часть: Отгадывание шахматных загадок. Рисование на тему: «Я в шахматной стране».
Тема: «Рокировка»
Цель: Знакомство с понятием «Рокировка». Зачем нужна рокировка? Как делается рокировка?
Программное содержание: Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды».
Ход занятия:
1. Вводная часть: Рассказ воспитателя: король самая главная фигура и его надо защищать, для него придумали ход,
рокировка. В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья.
2.Основная часть: показ рокировки в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. Потренировать в выполнении рокировки без других фигур. Познакомить с правилами, когда рокировку делать нельзя.
3 часть: Игра: «Кто первый?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат).
Тема: «Непобедимый»
Цель: Формировать представление о важности первых ходов, этикете шахматной игры; совершенствование умения доказывать правильность своего решения; развитие интеллектуальных способностей.
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры, пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: Выполнить правила дебюта (занят центр, развиты легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти правила: лучше не выводить ферзя вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не заниматься охотой на пешек). 2.Основная часть: Показать варианты нападения на поле F7 - F2 (мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат легаля (конем).
3 часть: Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии; потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении поставить защиту.
Тема: «Волшебный мир комбинаций»
Цель: Формирование первичных представлений о том, что должен знать игрок, чтбы уверенно разбираться в партии; чувствовать себя спокойно во время игры.
Программное содержание: Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Что такое «ловушка? В шахматной игре тоже
можно поставить противнику ловушки, но можно и самим в них угодить.
2.Основная часть: Показ вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья, ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может подстроить вилку - шах с потерей ладьи. Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах. Обратить внимание, что защититься от него с помощью других фигур нельзя, король спасается сам.
3 часть: Игровые упражнения «сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «свяжи фигуру», «поставь двойной шах».
Тема: «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»
Цель: Упражнять в решении шахматных этюдов.
Программное содержание: Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
2.Основная часть: Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в случае затруднения педагог помогает.
3 часть: Соревнование с подсчетов очков( одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; о очков, если задачу придумает за ребенка педагог и 0 очков, если задача не решена). Впервые определяется победитель.
Тема: «Итальянская партия»
Цель: Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта и важности первых ходов.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Сицилийская защита»
Цель: формирование представлений о принципах разыгрывания дебюта и важности первых ходов; закрепление знаний ведения шахматной партии.
Программное содержание: Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
2.Основная часть: Игра: «Огонь» (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою). Игра: «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку.)
3 часть: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в тетради шахматную доску.
Тема: «Принятый ферзевый гамбит»
Цель: Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Программное содержание: Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды».
Ход занятия:
1. Вводная часть: Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
2.Основная часть: Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
3 часть: "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Интеллектуалный турнир»
Цель: Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий.
Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.
2.Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
Цель: Закрепление знаний принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Здоровые духом – сильные духом»
Цель: Пропаганда здорового образа жизни; воспитание культуры игры.
Программное содержание: Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Выбор жюри, представление команд
Цель: Вызвать положительные эмоции, желание поделиться своими впечатлениями, закрепление хода фигурой «Конём»
Программное содержание: Сформировать у детей понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал; учить понимать о чём идёт речь; показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: повторение понятий вилка.
2.Основная часть: Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах, матовый финал, дать определение «мельница» (серия чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать комбинацию мельница.
Цель: Продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы; закреплять умение решать шахматные задачи, этюды.
Программное содержание: Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Что такое «ловушка? В шахматной игре тоже
можно поставить противнику ловушки, но можно и самим в них угодить.
2.Основная часть: Показ вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья, ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может подстроить вилку - шах с потерей ладьи. Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах. Обратить внимание, что защититься от него с помощью других фигур нельзя, король спасается сам.
3 часть: Игровые упражнения «сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «свяжи фигуру», «поставь двойной шах».
Тема: «Показательная партия»
Цель: Продлжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы; закреплять умение решать шахматные задачи, этюды.
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах, продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: оба короля сегодня будут бегать т.к. мы сегодня познакомимся с понятием «оппозиция».
2.Основная часть. Оппозиция это такое положение королей, когда они стоят друг против друга по вертикали или диагонали, при этом они стоят на клетках одного цвета. Если короли стоят через одну клетку, то оппозиция называется ближней. С помощью оппозиции короли борются друг с другом. Упражнение в постановки королей в оппозицию по
горизонтали, вертикали, диагонали. Показать, как, используя знания оппозиции поставить мат ладьей с помощью короля: заставлять короля противника вставать в ближнюю оппозицию и в это время делать шах ладьей, своим королем стараться вставать на ход коня, подгонять короля к краю доски.
3 часть: Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить усвоение материала.
Тема: «Решение шахматных задач и этюдов»
Цель: Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске; достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры, пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: Выполнить правила дебюта (занят центр, развиты легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти правила: лучше не выводить ферзя вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не заниматься охотой на пешек). 2.Основная часть: Показать варианты нападения на поле F7 - F2 (мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат легаля (конем).
3 часть: Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии; потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении поставить защиту.
Тема: «И король жаждет боя»
Цель: Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепление умения записывать шахматную нотацию.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
1. Вводная часть. Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король».
Цель: Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний; развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат.
Программное содержание: Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее».
3 часть: игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».
Тема: «Повторение пройденного»
Цель: Закрепление пройденного; развитие логического мышления, умения отстаивать своё мнение.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Король»
Цель: Познакомить с правилами ходов «Королём». Показать на примере как можно ставить «Мат», «Конём», «Пешкой» и «Королём» в один ход.
Программное содержание: Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
2.Основная часть: Игра: «Огонь» (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою). Игра: «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку.)
3 часть: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в тетради шахматную доску.
Тема: «Конь против ферзя, ладья, слона»
Цель: Показать детям выбор ходов «Коня»
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Цель: Повторить признаки, особенности, способы действий пешек и ладьи.
Программное содержание: Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
2.Основная часть: Игра: «Огонь» (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою). Игра: «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку.)
3 часть: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в тетради шахматную доску.
Тема: «Так много их, но мы уже не знаем»
Цель: Дать знание о понятии «Пат» в шахматной игре.
Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.
2. Основная часть: закрепить понятие о «Пате». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата».
3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате т пате, задания в тетради.
Тема: «Ферзь»
Цель: Познакомить с правилами передвижения ферзя.
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ферзе, почему она так называется.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь».
3 часть: Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя».
Тема: «Ферзь против ладьи и слона»
Цель: Показать детям как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).
2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)
Тема: «Шахматный турнир»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды.
2.Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
Программное содержание: Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
2.Основная часть: Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в случае затруднения педагог помогает.
3 часть: Соревнование с подсчетов очков( одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; о очков, если задачу придумает за ребенка педагог и 0 очков, если задача не решена). Впервые определяется победитель.
Тема: «Педагогический мониторинг»
Цель: Оценить уровень овладения шахматной игрой.
Программное содержание: Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»
Ход занятия: 1. Вводная часть: Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определённая фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу, определить силу).2.Основная часть: Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко). 3 часть: Игра «Собери урожай» (съесть фигурой все пешки на доске)