Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе зимой, за одеждой взрослых и детей зимой, рассматривание картин о зимних забавах, беседа «Зимняя одежда».
Методы и приёмы: беседа, прием активизации самостоятельного мышления детей, показ с объяснением, игровые упражнения, индивидуальная работа.
Оборудование и материалы: кукла в длинной шубке, скульптура малой формы, макет зимнего двора, иллюстрации.
Раздаточный материал: пластилин (глина), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель обращаясь к детям:
Утром рано у окна
Села наша Люба.
Кукле маленькой она,
Шьет сегодня шубу.
Из сукна на вате,
Чтоб не зябнуть Кате.
Пришивает не спеша
Рукава и ворот.
Вышла шубка хороша,
Можно ехать в город.
- О ком говорится в стихотворении? (ответы детей: о девочке Любе, о кукле)
- В какой одежде гуляют зимой? (ответы детей: в куртке, в шубе, в комбинезоне, в варежках, в шапках)
- Молодцы, ребята! Катя одета в зимнюю шубку, потому что хочет погулять на улице. Только мне кажется, что ей будет очень скучно одной на прогулке. Не с кем будет поиграть в снежки, покататься на санках с горы. Что же нам делать? Как вы думаете, как мы можем помочь девочке? (ответы детей: позвать друзей, слепить подружку).
- Молодцы, я тоже думаю, что необходимо вылепить для неё подружек.
- А чтобы им не было холодно, наденем на них длинные шубки с воротниками и шапочками.
Основная часть.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
-Сначала давайте внимательно рассмотрим девочку (рисунок–схема на доске). Из каких частей состоит ее тело? Какой формы голова? Покажите все в воздухе рукой. А какая шубка у неё? Шубка длинная в самом низу расширяется. (провести двумя руками одновременно по бокам шубки). Посмотрите, сверху от шубки отходят рукава – руки. (Ответы детей: голова -круглый шар, туловище -конус, руки -цилиндры (колбаски))
-Молодцы. Вы так внимательно рассматривали девочку, наверное, ваши глазки напряжены. Давайте дадим им отдохнуть.
Зрительная гимнастика.
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише…
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше!
Встают и глаза поднимают вверх
Воспитатель:
-Теперь снова возвращаемся к работе. У вас на столах лежит пластилин разных цветов. Сколько кусочков пластилина у вас на дощечке, давайте посчитаем.
(Ответы детей: 3)
- Посмотрите все кусочки пластилина одинаковые? (ответы детей: нет, маленькие и большие; разного цвета)
- Правильно, они разного цвета и разного размера.
- Какая самая большая часть в фигурке девочки? (схема)
(ответы: туловище; шубка).
-Из большого цветного кусочка мы будем лепить туловище (шубку).
-Из цветных кусочков поменьше мы вылепим руки(рукава), воротник, шапку.
-Из маленького белого пластилина мы вылепим голову.
-Куски поменьше мы откладываем, большой берем в руки, разогреваем его между ладонями чтобы было легче придавать ему форму.
-С чего вы начнете лепить девочек? Конечно, с туловища, одетого в шубку. Посмотрите, как надо лепить шубку, чтобы внизу она была шире, чем вверху. Сначала раскатаете такой цилиндр (показывает заготовку). Потом верхнюю часть раскатаете под углом (показывает), раскатывайте по тоньше, чтобы она стала узкая, а другая часть широкая.
-Посмотрите цилиндр превратился в другую фигуру. В конус. Дети эта фигура называется «конус».
-Давайте повторим вместе –конус.
-Когда вы закончите лепить туловище, нужно поставить его на доску, проверить, устойчиво ли стоит.
Воспитатель:
-Что нужно прикрепить к шубке сверху? (ответы детей: шарик-голову.)
-Вы скатаете шарик и прикрепите к туловищу. Что нужно сделать, чтобы голова не оторвалась от туловища? (Примазать ее.)
-Берем один из отложенных кусочков пластилина белого цвета и лепим из него голову. Дети выполняют работу. Воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку и помогает советами или похвалой.
-Закончили, молодцы. Давайте сейчас разомнем наши пальчики, перед дальнейшей работой.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)
Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
-А теперь нам осталось вылепить руки.
Воспитатель показывает длинный тонкий цилиндр:
— Как из этого длинного цилиндра сделать два одинаковых рукава? (Разрезать пополам стекой.) Затем приставить их с двух сторон к туловищу и немного надавить. Затем сгладить место соединения.
Дети выполняют работу.
- А из этих тонких длинных цилиндров надо сделать... (воротник и опушку на шапочке). Я один цилиндр оберну вокруг шеи девочки и получится... (воротник). А этот цилиндр оберну вокруг лица и получится... (опушка у шапочки).
Видите, дети, это зимняя шапочка. Она закрывает всю голову девочки. Открытым остается только лицо. Вот и первая подружка для Кати.
Ребята, когда все части соединены, осмотрите всю куколку – проверьте соединения частей, сгладьте все неровности.
Дети выполняют работу. Воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку и помогает советами или похвалой.
Воспитатель:
- Что-то мы засиделись. Давайте покажем нашим куколкам, какую разминку мы знаем:
Физминутка
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. (Ходьба на месте)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ. (Ребенок топает ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
Рефлексия.
Воспитатель:
-Давайте рассмотрим получившиеся фигурки.
Дети сами оценивают свои поделки.
Предложить детям поместить своих девочек на макете двора, где гуляет кукла Катя
Целесообразно оставить макет двора и фигурки девочек для игр в свободное время. В совместной изобразительной деятельности побуждать детей к лепке других персонажей, в том числе и животных, к изготовлению из картона снежной горки, из кубиков забора, скамейки и др.