Пространственно-временные представления необходимы для обучения ребенка письму, чтению, счету, рисованию. Эти представления влияют на формирование грамотной связной речи, грамотного письма. Слово состоит из временной последовательности звуков и слогов, а временная последовательность слов составляет фразу. Все это отражается на пространственной последовательности букв и слов при записи. Кроме того, пространственно-временные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют или используют с ошибками в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники в устной речи затрудняются в различении предлогов к — у, в — на (к дому — у дома, в столе — на столе.) Нередко дети смешивают предлоги перед — после — за, что является следствием несформированности и пространственных, и временных отношений. Например: “Шкаф стоит после стула” вместо “Шкаф стоит за стулом”. Или “Лето бывает перед весной, а осень после зимы”. Малыши испытывают трудности при использовании прилагательных “широкий — узкий, толстый — тонкий”. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например: “широкая река — большая река, тонкий стебелек— маленький стебелек”. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы прилетают — птицы улетают, солнце всходит — солнце заходит и т д ). Это связано со сложностями при выделении в слове и различении приставок, имеющих пространственное значение.