3. Способствовать формированию опыта творческого сотрудничества, умения работать сообща;
4. Воспитывать любовь к русской народной культуре
Предварительная работа: просмотр презентации «Игрушка матрешка», чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, игры с матрешками
Материал и оборудование:
- сундук;
- игрушка матрешка;
- иллюстрации с изображением матрешек;
- плоскостные изображения матрешек для игры «Найди пару»;
- заготовка матрешки для коллективной работы, цветы, ягоды, листочки на тарелках, клей, кисти, клеенки, салфетки на каждого ребенка
- музыкальное сопровождение
Вос-ль: Ребята, посмотрите, в группе снова появился чудесный сундучок (обращаетвнимание детей на сундук). Интересно, что же на этот раз может находиться в нем? Не будем думать и гадать, а просто в него заглянем, согласны? (воспитатель с детьми заглядывают в сундучок).
Вос-ль: Открою вам тайну. Игрушка знаменитая и создана руками народных русских мастеров (матрешка).
(воспитатель достает из сундука матрешку)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка
Вос-ль: Ребята, расскажите, чем эта игрушка привлекла вас? (яркая, красивая, расписная, нарядная, веселая, деревянная).
Вос-ль: Кто знает, чем матрешка отличается от других игрушек? (матрешка-игрушка с секретом. У нее внутри целое семейство матрешек: одна меньшедругой,и все матрешки спрятаны одна в одной).
Вос-ль: Почему матрешку любят все: и дети, и взрослые? (она красивая, яркая, праздничная, веселая, она не одна, в ней целый коллективтаких же веселых, нарядных и дружных сестер).
Вос-ль: Наверное, поэтому матрешка – символ дружбы, любви и согласия. Как еене любить?
Вос-ль: Кто-нибудь из вас знает или, может быть, слышал, когда и где появились первые матрешки? (дети затрудняются ответить). Действительно, трудный вопрос. Тогда давайте узнавать и рассуждать вместе (дети и воспитатель садятся на стулья).
Вос-ль: На Руси всегда было много мастеров, которые своим умением италантом прославили русскую землю. Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская игрушка, в которой помещалась мал мала меньше – вся семья. Очень понравилась эта игрушка русскому мастеру Василию. Решил он выточить из дерева похожую на эту игрушку. Это была русская матрешка (воспитатель показывает иллюстрацию). А художник Сергей расписал игрушку яркими красками, нарядив каждую куклу в яркий платок, расписной сарафан и пестрый передник (воспитатель показывает иллюстрацию). Матрешку неслучайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Вос-ль: Вы задумывались, почему матрешку назвали матрешкой? (дети затрудняются).
Вос-ль: Давным-давно в русских деревнях имя Матрена было самым любимыми распространенным именем. Имя Матрена означало «Мама семейства». Это значит – щедрая, гостеприимная, как настоящая мама. И еслиназывать ласково, то звучали имена так: Маняша, Матрена, Матреша. Вот поэтому русские мастера назвали свою любимую игрушку матрешкой.
Вос-ль: Ребята, давайте откроем большую матрешку и посмотрим, сколько матрешек спряталось (дети подходят к столу и расставляют матрешек, воспитательчитает стихотворение)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два – Маняша,
Мила три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать
Вос-ль: Ребята, сколько матрешек? (пять матрешек)
Вос-ль: Самая большая, главная - это мама Матрена, остальные матрешки, как сестренки, похожи друг на друга. Чем они похожи? (лицами,формой, узорами).
Вос-ль: А чем отличаются? (размером)
Вос-ль: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (сарафан, фартук, платок)
Вос-ль: Что нарисовано на фартуке, платке? (цветы, ягоды, листья).
Вос-ль: Вот какие красивые матрешки! У нас в гостях еще есть матрешки (воспитатель показывает плоскостные изображения матрешек). Предлагаю поиграть в игру «Найди пару» (на столе лежат плоскостные матрешки).
Вос-ль: Подойдите, ребята, возьмите по одной матрешке.Внимательно рассмотрите и найдите такую же (дети рассматривают и находят пару).
Вос-ль: Замечательно, ребята, справились! Теперь у каждой матрешки есть сестричка, все веселые, а одна матрешка грустит (воспитатель обращает внимание на вырезаннуюматрешку)
Вос-ль: Как вы думаете, ребята, почему она не веселая? (фартук не яркий).
Вос-ль: Как мы можем помочь? (украсить фартук).
Вос-ль: Приглашаю вас в творческую мастерскую. Вы будете народными мастерами и украсим фартук (дети подходят к накрытым столам и выполняют коллективнуюработу).
Вос-ль: Славно, вы, постарались! Какой расписной, нарядный и яркий фартук у матрешки!И от этого матрешка сразу повеселела. Спасибо вам! (звучит музыка)
Вос-ль: С какой игрушкой мы сегодня встретились? (с матрешкой). Уверена, в дальнейшем эта народная игрушка раскроет нам еще немало своих тайн и секретов. Но это уже другая история, а пока матрешка погостит у нас в группе и вы сможетес ней играть.