Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия,,Воздух и его свойства,,»
Конспект занятия в старшей группе,,Воздух и его свойства,, Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; - развивать навыки проведения опытов; - поощрять выдвижение гипотез; - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия. Словарь: атмосфера, воздушный, Гипотезы: - воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь; - воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов; - ветер - движение воздуха, Словарь: атмосфера, воздушный, Оборудование:сундучок с письмом , весы самодельные ,свечка, фарфоровое блюдце,спички, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка,картинки-красивый двор и картинка дым идёт из трубы. соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки( зелёные и красные) Ход занятия: Воспитатель: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь Он невидимый, но всё же Без него мы жить не сможем Дети:-Воздух. Я такой большой, что нахожусь везде Я такой маленький, что в любую щель пролезу. Отгадайте. что я Узнайте, какой я. Расскажите, для чего я В:-Приглашаю вас в нашу лабораторию,, Почемучек,, чтобы исследовать воздух. ^Эксперимент мы проведём-воздух мы везде найдём! -Присядьте, пожалуйста, на стулья. Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей) В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? ^ Опыт 1. (Поймаем воздух) В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Д: В пакете ничего нет, он пустой. В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Д: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? Д: Из пакета выходит воздух В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Д: В нём нет воздуха, он весь вышел. В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух? Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. ^ Опыт 2 (Воздух в человеке) В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? Дети. Нет, без воздуха человек умрет. В. Какой вывод можно сделать? Вывод: Человек не может жить без воздуха. ^ Опыт 3 (Воздух можно услышать.) В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? Д: он внутри шариков. В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит? Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук. Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать. ^ Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха) В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? -Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом. В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок. В.: Какой делаем вывод? Вывод: когда воздух движется, получается ветер. В:-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?Устроим метель?(дети машут веерами над салфетками-снежинками-получился снегопад.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха. Физминутка,,Ветерок,, Опыт 5 (Воздух не имеет запаха) В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.) В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д. В.: Какой мы можем сделать вывод? Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. ^ Опыт 6 (Воздух легче воды) В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды. Вывод: Воздух легче воды. ^ Опыт 8(Воздух занимает место) В:Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду. А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги. ^ Опыт 7. (Воздух может двигать предметы) В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому). В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Вывод. Воздух может двигать предметы. Итог. В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ? Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. ^ Игра,,Условные знаки,, В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. ●Воздух окружает нас со всех сторон. ●Воздух можно услышать. ●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. ●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов. ●Человек может жить без воздуха. ● Ветер – это движение воздуха. ● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку. ● Воздух может двигать предметы. ● Воздух тяжелее воды. ^ Опыт8(Пламя загрязняет воздух) Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти. - Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух. Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух? Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины. Предложите варианты очистки воздуха. Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д. - Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения. В:Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам закончить панно ,,Чистый воздух вокруг нас,,(на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.) На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё. Что вы узнали о воздухе.