kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в старшей группе «Шахматное королевство. Куда идет Король?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в рамках работы детского шахматного кружка и предназначено для педагогов, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность по данному направлению. Занятие сконцентрировано на усвоение правил передвижения на доске шахматных фигур и правил игры в ходе игровой практики. В процессе обучения используются действенный, образный и знаково-символический языки кодирования информации; приемы моделирования и схематизации, обучение оперированию графическими моделями; методы, способствующие активизации мыслительной деятельности детей. Проводится в конце учебного года, и предваряет итоговые занятия (непосредственно игру) в форме турнира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе «Шахматное королевство. Куда идет Король?»»

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №116»

Подготовила: учитель-дефектолог

Палей Анастасия Сергеевна


Краснодар, 2025

Конспект занятия в старшей группе

«Шахматное королевство. Куда идет Король?»


Цель: закреплять знания детей о шахматных фигурах

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с правилами передвижения фигуры Короля на шахматной доске, способствовать усвоению правил, принятых в игре

- продолжать формировать представления детей о шахматах как о настольной логической игре

- обобщить полученные знания детей в ходе игры в шахматы.

Развивающие:

- развивать логическое мышление старших дошкольников в процессе выполнения заданий

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Дидактические материалы: видео презентация к занятию, диаграммы.

Оборудование: шахматные доски с наборами шахмат, средства ИКТ, карандаши, ластики; знаки «Участник» и «Победитель» шахматного турнира (зависит от количества детей, соотношение 2:1), песочные часы.

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в рамках работы детского шахматного кружка и предназначено для педагогов, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность по данному направлению. Занятие сконцентрировано на усвоение правил передвижения на доске шахматных фигур и правил игры в ходе игровой практики. В процессе обучения используются действенный, образный и знаково-символический языки кодирования информации; приемы моделирования и схематизации, обучение оперированию графическими моделями; методы, способствующие активизации мыслительной деятельности детей. Проводится в конце учебного года, и предваряет итоговые занятия (непосредственно игру) в форме турнира.


Ход занятия:

  1. ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ

Дидактическая задача:

  • Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Слайд 2.

Педагог:

- Ребята, вы любите играть? Назовите мне свои любимые игры.

- Дорогие ребята, сегодня нас пригласили поиграть в волшебном королевстве. Принимаем приглашение? (Да). Но попасть мы туда сможем, лишь в том случае, если разгадаем загадку. Попробуем?

На квадратиках доски,

Короли свели полки.

Нет для боя у полков,

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон,

Ладья без вёсел, без хобота слон.

Конь без копыт, седла и уздечки.

А солдаты – не человечки.

- Как вы думаете, как называется это королевство («Шахматное королевство»)


Слайд 3. На экране появляются Клеточка и Загадай:

Всем жителям Шахматного королевства!

Всем гостям! Всем народам!

Внимание! Внимание!

Объявляем шахматное соревнование!

Победителю турнира

Присуждаем почетное звание

«Лучший шахматист года».

Разрешается: проявить все лучшие качества шахматиста.

Запрещается: нарушать законы и правила Шахматного королевства.


Педагог:

- Ребята, хотите принять участие в шахматном состязании и побороться за звание лучшего шахматиста года? (Хотим…)

- Сможете? (Сможем…)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Дидактические задачи:

  • актуализировать представления о шахматах, их назначении, некоторых правилах игры;

  • активизировать словарь детей по теме «Шахматы»;

  • поддерживать интерес детей к шахматам.

Педагог:

- Ребята, прежде чем приступить к шахматной партии, я предлагаю нам вспомнить, что мы знаем о шахматах и правилах игры.

- Как называются люди, играющие в шахматы? (шахматисты, противники, партнеры)

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать шахматист, чтобы победить? (трудолюбием, внимательностью, упорством и т.д.)

- Что необходимо для игры в шахматы? (шахматная доска, шахматные фигуры; набор шахмат)

- Какой формы шахматная доска? Что изображено на шахматной доске? (квадратной; белые поля, черные поля, цифры, буквы)

- Как правильно сесть за шахматную доску? (правое угловое поле должно быть белым)

- Какие линии используются в шахматах? (горизонталь, вертикаль, диагональ)

- Вспомните, какие правила игры вы ещё знаете? (ферзь любит свой цвет; у каждой фигуры свои правила передвижения; соперники ходят по очереди; в начальной позиции белые стоят на 1-2 горизонталях, черные – на 7-8; можно бить, можно не бить)

- Какова цель игры в шахматы? (поставить королю соперника мат)

- Какие шахматные фигуры вы знаете? (ладья, конь, слон, ферзь, король; пешка)

(Прим. Педагог: - шахматисты не считают пешку фигурой)

Педагог:

- Замечательно, а теперь, с помощью жеребьевки выберем соперника по игре. У меня в мешочке лежат шахматные фигуры. Кто из вас достанет одинаковые фигуры, будет играть за одним столом. Цвет выбранной фигуры укажет вам, какими фигурами каждый из вас будет играть белыми или черными.

Проводится жеребьёвка.

- А теперь занимайте места за шахматными досками и давайте расставим фигуры.

Слайд 4. На экране появляется Загадай:

- Уважаемые юные шахматисты! Я предлагаю вам интеллектуальную разминку перед сражением. Отгадав мои загадки, вы поставите фигуры на поле, которое они занимают в начальном положении.

Игра «Перед сражением»

Дидактические задачи:

  • закрепить умение расставлять фигуры в начальную позицию;

  • упражнять в умении узнавать фигуру по описанию правил перемещения и называть её;

  • расширять пассивный словарь детей по теме «Шахматы».

1. По углам доски стоит –

На сражение глядит.

Доступны ей любые дали

Горизонтали, вертикали.

Не петляет — прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

Ей по нраву — «тихий» ход,

Зазеваешься – побьёт. (Ладья)

2. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой "Г" ходить

Через ряд фигур и пешек

Сможет он перескочить. (Конь)

3. Где-то хобот потерял,

Похудел и стройным стал.

Полюбил диагонали,

Презирает вертикали. (Слон)

4. Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит -
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов. (Ферзь)

5. Вначале боя встали в ряд

Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной.
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают. (Пешки)



3. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ.

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для поиска правильного решения;

  • формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины;

  • развивать логическое мышление, речь.

- Молодцы ребята, теперь мы вспомнили все, что знаем о шахматах. Проверьте друг друга, правильно ли вы расставили фигуры. Исправьте ошибки, если они есть.

- А сейчас, уважаемые соперники, начинайте свое шахматное сражение. Помните, что главная цель игры в шахматы, - поставить королю соперника мат. (дети пробуют выполнить задание).

- Получается? (Нет)

- Почему вы не можете начать игру? (Нам не хватает королей)

Педагог (провоцирует детей начать игру):

- А может попробовать сыграть без них? (Ответы детей)

Если дети начинают играть, педагог останавливает их и подводит к тому, что без Короля играть нельзя – нет цели игры; партию необходимо начинать всеми фигурами.

Педагог:

- Где же они могут быть?

Слайд 5. На экране появляется шахматная доска.

- Мы здесь! Задира закрыл нас внутри коробки, и мы не можем сами выбраться. Но, нас сможет освободить тот, кто знает, по каким правилам Король передвигается по шахматной доске.

Педагог:

- Дети, надо срочно спасать Королей Шахматного королевства. Кто из вас знает, как ходит Король? (Мы не знаем)

- Что нам надо узнать, чтобы помочь Королям вернуться на шахматную доску? (Узнать по каким правилам передвигается Король)



4. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ (СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ).

Дидактические задачи:

  • Сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение выбранным способом.

  • Тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, конкретизацию.


Педагог:

- Как мы можем узнать правила передвижения Короля по шахматной доске? (спросить у того, кто знает; прочитать; найти в интернете; спросить у Клеточки и Загадая)

Педагог:

- Отлично. Видите, сколько способов вы назвали. Какой выберем?

Далее развитие возможно в соответствии с выбором детей: рассказ педагога, чтение книги, поиск в интернете, просмотр презентации (См. комментарии).

Педагог:

- Но это очень просто. У меня к вам другое предложение, — самим догадаться, как ходит Король. Согласны? Вы уже знаете, схемы передвижения многих шахматных фигур. Подойдите к столу и выберите диаграмму с неизвестной вам схемой перемещения.

Дидактическая игра «Куда идет король?»

Дидактические задачи:

  • упражнять детей в усвоении правил перемещения Короля, используя диаграммы;

  • развивать память, внимание, логическое мышление.


Задание 1. На двух столах лежат диаграммы с изображением ходов шахматных фигур. Необходимо определить и выбрать диаграммы с неизвестной схемой перемещения.







5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ) В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ РЕБЕНКА.

Дидактические задачи:

  • Формировать умение использовать полученные новые знания в самостоятельной деятельности.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Педагог:

- Выбрали? Почему вы решили, что на этой диаграмме нарисована схема передвижения Короля. (Потому, что на других диаграммах нарисованы ходы ладьи, коня, слона, ферзя, пешки, а эта схема нам незнакома)

- Посмотрите внимательно на выбранную диаграмму. Кто из вас расскажет, как ходит Король? (Король ходит в любом направлении на одно поле)

- Правильно, ребята. Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.

- Чтобы лучше запомнить, как ходит эта фигура, я предлагаю вам на пустой диаграмме в любом поле нарисовать Короля и все его возможные ходы. Садитесь за столы, ребята.

З
адание 2
. В любом поле пустой диаграммы нарисовать Короля и все возможные ходы данной шахматной фигуры.


Педагог:

- Справились с заданием? Сколько ходов может совершить Король с одного поля? Как вы думаете, ходы, какой фигуры похожи на ходы Короля? А в чём различие? (Ответы детей)

Если у детей возникает затруднение, педагог наводящими вопросами подводит детей к Ферзю.

Педагог:

- Молодцы, вы и с заданием справились и смогли определить сходство и различие главных шахматных фигур. Король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения. Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар.

Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля, нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются!

Педагог раздает детям новые диаграммы.

З
адание 3.
Определить возможные ходы белого Короля в соответствии с игровыми правилами.

Педагог:

- Посмотрите на следующие диаграммы, и скажите, сколько ходов может сделать белый Король из этой позиции (Ответы детей). Почему? Перечеркните поля, на которые нельзя ступать Королю.

Слайд 7. На экране появляется открытая шахматная доска.

Педагог открывает шахматную доску, с лежащими в ней фигурами королей.

Педагог:

- Дети, посмотрите, вам удалось вернуть наши недостающие фигуры. Поставьте их на законное место.

Слайд 8. На экране появляются Клеточка и Загадай:

- Ребята, какие вы молодцы, - освободили из плена Задиры самую главную фигуру – Короля.

- Теперь вы знаете, как ходят все фигуры, и смело можете участвовать в нашем шахматном турнире.

Педагог:

- Как известно, шахматы – это спорт. Шахматист должен быть не только мудрым, дальновидным, трудолюбивым, но и физически выносливым. Поэтому перед игрой, я предлагаю сделать зарядку.

Слайд 9. Физминутка с Шахматным Королём.

Педагог:

- Теперь вы готовы к шахматному состязанию. Занимайте свои места за шахматными досками. Вы уже знаете, что в шахматной партии игроки пользуются шахматными часами. Мы с вами будем использовать песочные часы. Когда песок пересыплется вниз – пройдет 10 минут, – турнир закончится.

Слайд 10. Игра в шахматы (приблизительно 10 мин)

Слайд 11. На экране появляются Клеточка и Загадай:

- Внимание, Внимание! Шахматный турнир завершается! Приступаем к награждению победителей и участников сегодняшнего турнира!

Вручение детям знаков «Победитель» и «Участник» турнира

Слайд 11. Клеточка и Загадай:

- Благодарим вас ребята, что выручили наших Королей и приняли участие в шахматном турнире. Надеемся, что вам понравилось, и вы с пользой провели свободное время. Желаем успехов в овладении шахматной наукой и с нетерпением ждем вас в гости снова.

Слайд 13.

6. Осмысление
Дидактические задачи:

  • Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.

  • Обратить внимание на фиксирование детьми достижения цели их деятельности.

Дети собираются около педагога.

Педагог:

- Ребята, вам понравилось в Шахматном королевстве? (ответы детей)

- Ребята, кому вы сегодня помогли? (ответы детей)

- Что вы сегодня нового узнали? (ответы детей)

- Вам понравилось участвовать в турнире? (ответы детей)

- Какие качества вам нужны, чтобы стать лучшим шахматистом года? (педагог спрашивает)

- За что вы себя можете похвалить? (ответы детей)

Педагог:

- И я хочу вас похвалить. Вы все у меня молодцы, - первые тайны шахматной науки, разгадали. А впереди у нас продолжение турнира и еще много интересного.

Слайд 14.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.):

Для разработки конспекта дополнительной образовательной деятельности были использованы следующие источники:

  1. Сухин, Игорь Георгиевич

Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для детей / И.Г.Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.: ил. – (Шахматная школа).

  1. Загадки о шахматах http://schahmati.blogspot.com/p/blog-page_17.html

  2. Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=k5AuOJ1_Zv4

  3. Урок 2 - Как ходит король в шахматах. Обучение шахматам с нуля для детей и начинающих... https://www.youtube.com/watch?v=FAvZJWqW96Q

  4. Загадки о шахматах http://schahmati.blogspot.com/p/blog-page_17.html


Варианты развития сценария по выбору детей:

1. Cпросить у того, кто знает. (Рассказ педагога, или, если кто-нибудь из детей захочет рассказать, педагог в первую очередь дает ему такую возможность, а затем дополняет его рассказ необходимой для усвоения материала информацией)

- Король – самая главная фигура в шахматах. Без любой другой фигуры играть можно. Без короля – нельзя. Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.

Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар.

Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля, нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения.

2. Чтение книги.



Сухин, Игорь Георгиевич

Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для детей / И.Г.Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.: ил. – (Шахматная школа).

Глава «Куда идет король?»



3. Поиск в интернете. (если есть возможность)



Педагог предварительно отбирает вариант по своему усмотрению (текст, видео).

https://www.youtube.com/watch?v=FAvZJWqW96Q







4. Просмотр презентации.



Слайд 6. На экране появляются Клеточка и Загадай.

Педагог:

- А вот и наши друзья. Ребята, задайте свой вопрос.

Дети формулируют вопрос.

Клеточка и Загадай:

- Мы с удовольствием вам поможем.

- Король – самая главная фигура в шахматах. Без любой другой фигуры играть можно. Без короля – нельзя. Король может ходить и по горизонталям, и по вертикалям, и по диагоналям. Но за один ход только на одно поле. Бьет вражеские фигуры король так же, как и ходит.

- Король – особенная фигура. Его нельзя побить. Но и Королю нельзя становиться под бой.



Педагог:

- Спасибо, Клеточка и Загадай, - вы нам очень помогли. Ребята, а чтобы лучше запомнить, как может ходить Король, я предлагаю вам выполнить интересные задания. Подойдите к столу и выберете диаграмму со схемой перемещения этой шахматной фигуры.

(Если дети не выберут этот вариант, то педагогу необходимо будет нажать на изображение Задиры и демонстрация переключится на Слайд 7.)



! Если дети выбирают один из вышеперечисленных вариантов, то Дидактическая игра «Куда идет король?» переносится в 5этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка», при этом необходимо учитывать изменение задания для детей:

Задание 1. На двух столах лежат диаграммы с изображением ходов шахматных фигур. Необходимо определить и выбрать диаграммы, соответствующие перемещению Короля. На соседней пустой диаграмме необходимо нарисовать возможные ходы данной шахматной фигуры.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия в старшей группе «Шахматное королевство. Куда идет Король?»

Автор: Палей Анастасия Сергеевна

Дата: 07.04.2025

Номер свидетельства: 668076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства