Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию и обучению грамоте "Путешествие в страну слов"»
Цель: Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и
подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умение детей различать длинные и короткие слова;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять умение различать звуки гласные и согласные;
- закреплять умение различать согласные звуки по твердости и мягкости;
- закреплять умения подбирать слова на заданный звук;
- совершенствовать фонематические процессы;
- продолжать учить называть слова с заданным звуком;
- закреплять умение определять места звука в слове (начало, середина. конец) ,используя графическое изображение в слове.
-совершенствовать диалогическую, устную речь.
Развивающие:
-развивать психологическую базу речи ( память, внимание, мышление, восприятие);
-развивать мелкую моторику ;
-развивать фонематический слух детей;
-развивать графические навыки.;
- развивать инициативность, любознательность, способности к творческому самовыражению.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать любовь к сказкам;
Оборудование:карта, фигурки сказочных героев ( Лесовичок, Василиса Премудрая, Иван Царевич, Царевна Лягушка, Змей Горыныч, Баба – Яга, Водяной, Богатыри, Домовенок) , избушка Бабы – Яги, замок Кощея, домики (с 1 окном, с 2 окнами, с 3 окнами), животные (лиса, медведь, заяц, белка, ,ёж, собака), сенсорные мячики, «чудесный мешочек с буквами», цветочная полянка с цветами, на которых буквы, бабочки, мячик, игра «Составь слово по первым звукам», карточки – фишки для обозначения твердых и мягких звуков – «Звуковая мозаика», картинка – болото, шумящие коробочки с разными наполнителями, игра «Где звук живет», веточки – длинные и короткие, Домовёнок с сундуком сказок, раскраска «Герои сказок» , гномик Буквоешка, дома (1,2,3окошка), горы , игра «Собери букву»
Ход:
- Ребята, я рада видеть вас на занятии!
- Слышите, кто-то к нам спешит?
Появляется Лесовичок
- Ребята , наш гость пришел к нам из сказочного леса за помощью. Один сказочный герой похитил Домовенка с сундучком сказок. И теперь, все ребята останутся без сказок.
А что за герой- узнаете , отгадав загадку.
Он любит тьму, а не веселый свет.
Он старше всех людей и всех вещей.
Но к возрасту его почтенья нет,
Поскольку этот старичок - КОЩЕЙ
- Ребята, поможем Лесовичку спасти Домовенка , забрать сундук со сказками из замка Кощея и вернуть ребятам сказки?(ответы детей)
- Путь предстоит не близкий, на пути в сказочный лес нас ждут испытания. Выполнив все задания , мы поможем Лесовичку.
- Волшебные слова перенесут нас в сказочный лес: «Вокруг себя повернись – в сказочном лесу окажись» (картина сказочный лес)
(Включается фонограмма – «Лес»)
Первыми нас встречают Богатыри.
В сказочном лесу нужно быть очень внимательным. Богатыри предлагают игру – задание «Кто внимательный?» (Хлопнуть, когда услышишь название животного).
- Ребята, припомните пожалуйста, названия каких животных встретились вам? (собака, лиса, заяц, медведь, белка)
- Ребята, вы справились с заданием и мы с вами идем дальше.
На пути - упавшее дерево. Лесовичок говорит, что пройти сможем , если правильно определим «Длинные и короткие слова». Детям раздаются полоски – веточки (длинные и короткие).Услышав длинное слово – поднимаем длинную полоску, короткое – короткую.
Нас встречает Василиса Премудрая. Она предлагает превратить одно слово в другое. «Волшебники» .(игра с мячом) .Проводится игра со звуками. Детям предлагается заменить первый звук в слове на звук «Р», какое слово получится? (Например,хобот – робот)
(Василиса Премудрая дала волшебный клубочек , он укажет дальнейший путь.
Упражнения с сенсорными мячиками.
Мяч подбрасывается вверх. На каждое слово нужно выполнить действие, пока мяч летит вниз и успеть поймать мяч.
1. Просто – подбросить и поймать мяч.
2. Хлопок – 1 хлопок перед собой.
3. Накрест – руки складываются крест – накрест на груди.
4.На бок – руки в бока.
5. Колено – хлопнуть руками по коленям.
6. Полено – сложить перед собой руки, как за партой в школе.
7. Белки - подпрыгнуть на месте.
8. Стрелки – присесть и встать.
9. Свечки - большие пальцы двух рук вверх (знак «класс»)
- Поиграли с клубочком, и он привел нас на красивую цветочную полянку.
Игра «Куда прилетела бабочка»
(На полянке цветы с буквами, у ребят бабочки. Взрослый называет букву, а бабочка у ребят садится на цветок с этой буквой..).
- Ребята, на полянке в цветах спрятана загадка, отгадаем и узнаем, куда дальше нам путь держать.
На опушке,
На дорожке,
Стоит дом
На курьих ножках. (избушка на курьих ножках)
(Звучит фрагмент из «Детского альбома» П,И,Чайковского «Баба –Яга»)
- А вот и сама хозяйка – Баба –Яга, она тоже приготовила нам задание.
Игра «Шумящие коробочки» ( В коробочках разные наполнители – рис, камешки, пуговицы, песок, фасоль , скрепки . детям предлагается на слух определить что это, либо второй вариант – 2 набора коробочек. Послушать - найти пару и определить наполнитель.)
- Выполнили задание Бабы – Яги , двигаемся дальше. На пути - болото . Нас встречаетЦаревна- Лягушка и Иван Царевич. Они предлагают сыграть в игру «Камень – вата» .
(У детей фишки – синяя и зеленая. Зеленые – звуки, которые звучат мягко, а синие – звуки , которые звучат твердо. Услышав слово, которое начинается с мягкого звука - поднимают зеленую фишку, слово, с твердого звука - синюю.)
На пути река Водяного. В реке половинки букв, нужно их соединить , чтобы получились буквы.
- Справились с заданием Водяного, идем дальше, а на пути встают горы змея Горыныча. Задание от Горыныча - определить, «Где звук живет?»Определить место звука «Р» (начало, середина, конец).
- Справились с заданием и снова в путь. На пути в царство Кощея нам встретились разные животные.
Игра «Рассели животных по домикам» (деление слов на слоги).
(Перед ребятами три домика – с одним окошком, с двумя, с тремя. Нужно разделить слово - название животного на части – слоги и поселить в соответствующий домик)
(Слова: лиса, медведь, собака, белка, заяц, еж)
- Ребята, в каком домике оказалось животных больше? ( во втором , где два слога).
- Ребята, скажите пожалуйста, какое животное лишнее и почему?
- Шли мы шли и, наконец пришли к замку Кощея. Конечно, он просто так Домовенка не отдаст нам.
1. Задание Кощея - «Волшебный мешочек». В мешочке буквы - с закрытыми глазами угадать , что за буква спрятана в мешочке и припомнить слово на заданную букву.
2. Задание Кощея – по первым звукам отгадать слово.
(Слова: кот,носорог,игла,гриб,арбуз - КНИГА ; сумка,кот,арбуз,заяц,кит,игла - СКАЗКИ.)
Мы с вами выполнили верно задание Кощея и спасли Домовенка. Теперь ко всем ребятам вернуться сказки! Лесовичок говорит вам спасибо!
(Появляется книга «Сказки»)
- Пришло время попрощаться со сказочными героями . Давайте вспомним, кто встретился в волшебном лесу? ( Богатыри, Василиса Премудрая, Иван Царевич и Царевна Лягушка, Водяной, Змей Горыныч, Кощей, Домовенок).
Лесовичок предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»
(Выставляются герои , дети запоминают, затем , закрывают глаза, а взрослый убирает несколько героев либо меняет местами. Дети отгадывают что изменилось?)
- Вот и подошло наше сказочное путешествие. Вам понравилось? (ответы детей)
- Кто из героев вам запомнился? (ответы детей)
На память о нашем путешествии, сказочные герои дарят вам картинку – раскраску, которую вы можете раскрасить дома.
- Раз, два , три – вокруг себя повернись, в детском саду окажись!