kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в средней группе ДОУ «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с миром народных кукол, приобщить их к народному творчеству и научить самостоятельно, изготавливать куклу «Пеленашку».

Задачи

Образовательные:

• Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

• Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.

•Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, оберег, лоскутная, пеленать.

• Приобщать детей к традиционной культуре России.

Развивающие:

• Развивать интерес к лоскутным куклам.

• Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

• Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в средней группе ДОУ «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашка»»


Конспект занятия в средней группе

«Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашка»

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


Цель: познакомить детей с миром народных кукол, приобщить их к народному творчеству и научить самостоятельно, изготавливать куклу «Пеленашку».


Задачи

Образовательные:

• Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

• Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.

•Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, оберег, лоскутная, пеленать.

• Приобщать детей к традиционной культуре России.

Развивающие:

• Развивать интерес к лоскутным куклам.

• Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

• Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Форма организации: групповая.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку», колыбельной «Баю, баю, баюшки»; игры с куклами; беседа о старинных русских куклах; рассматривание русского национального костюма; знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Словарь новых слов: тряпичная кукла, лоскутная кукла, оберег, пеленать.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

• Народные куклы: соломенные, лоскутные.

Раздаточный материал:

• Квадратные лоскуты для скрутки туловища куклы.

• По два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки.

• Прочные нитки для фиксации скрутки.

• Узкие ленточки для обвязывания Пеленашки.







Ход занятия

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

ДетиКукла!

Педагог: Конечно кукла! Посмотрите внимательно на этих куколок. Как вы думаете, это старинные куклы?

Дети: Да.

Педагог: А из какого материала они изготовлены?

Дети: Из соломы.

Педагог: Да ребята, это соломенные старинные куклы, ими играли наши бабушки и прабабушки. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла. Существует очень много кукол: деревянных, глиняных. А я хочу познакомить вас с лоскутными куколками, которые изготавливают из ткани. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Посмотрите ребята, это лоскутная кукла называется – Веппская куклакукла-мама, как символ материнской заботы, чтобы детишки росли здоровыми и сильными.

Педагог дает детям потрогать и рассмотреть куклу.

Педагог: А вот лоскутная кукла – Крупеничка, это старинная насыпная кукла, как мешочек набитая крупой. Её обычно дарили на Рождество, чтобы год был урожайным. Потрогайте куколку, внутри у нее крупа – гречка.


ПедагогКукла Крупеничка помогала верить человеку в удачный год, придавала сил для работы, ведь на Руси каши были основным видом питания.

Педагог: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

Дети: Конечно!

Педагог: А хотите научиться их делать своими руками?

Дети: Да

Педагог: Посмотрите, ребята, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Такую куколку называют Пеленашкой. Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет его оберегать.

Ребята, такие как вы, учились мастерить таких куколок из старых тряпочек, платочков, причем, их с интересом делали мальчики, и девочки. Давайте покажем, как можно покачать такую куколку и споем ей колыбельную.

Дети: Баю, баюшки, баю……..

Дети: имитируют движения качания куколки.

Педагог: Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?

Дети: Прямоугольной.

Педагог: Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем - получается головка. Затем перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

Дети: На поясе.

Педагог: Ребята обратите внимание, я перевязываю нашу куклу ниточкой красного цвета, потому что красный цвет — символ жизни, красоты, здоровья, солнца. 

Педагог: Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

Дети: Голова и туловище куклы.

Педагог: Берём цветной лоскуток. Какой он формы?

Дети: Треугольной.

Педагог: Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

Дети: Треугольной.

Педагог: Кладём Пеленашку на пелёнку и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

Педагог: Ребята, а что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась?

Дети: Завязать ленточки.

Педагог: Молодцы! У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю пелёночку кукле. А вы, когда будете завязывать ленточки, помогайте друг другу.

Педагог: А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?


Дети: Скрутить лоскут ткани.

Педагог: Что надо сделать потом?

Дети: Перевязать головку и талию.

Педагог: Что вы сделаете потом?

Дети: Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.

Педагог: Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.

Дети: С удовольствием!

Педагог: Ребята, давайте перед началом очень интересной нашей работы разомнем пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку»

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Практическая работа детей в группах. Звучит народная музыка.

Педагог оказывает индивидуальную помощь каждой подгруппе.

По окончании работы дети рассказывают о своих куколках друг другу.

Педагог: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Ребята, какими куклами играли наши бабушки и дедушки?

Дети: Соломенными, деревянными, лоскутными.

Педагог: Ребята, сегодня мы научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Жамилевна Дюрягина

Дата: 24.04.2024

Номер свидетельства: 649596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства