Цель: познакомить детей с миром народных кукол, приобщить их к народному творчеству и научить самостоятельно, изготавливать куклу «Пеленашку».
Задачи
Образовательные:
• Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.
• Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.
•Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, оберег, лоскутная, пеленать.
• Приобщать детей к традиционной культуре России.
Развивающие:
• Развивать интерес к лоскутным куклам.
• Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.
• Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
Форма организации: групповая.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку», колыбельной «Баю, баю, баюшки»; игры с куклами; беседа о старинных русских куклах; рассматривание русского национального костюма; знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Словарь новых слов: тряпичная кукла, лоскутная кукла, оберег, пеленать.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал
• Народные куклы: соломенные, лоскутные.
Раздаточный материал:
• Квадратные лоскуты для скрутки туловища куклы.
• По два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки.
• Прочные нитки для фиксации скрутки.
• Узкие ленточки для обвязывания Пеленашки.
Ход занятия
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: Кукла!
Педагог: Конечно кукла! Посмотрите внимательно на этих куколок. Как вы думаете, это старинные куклы?
Дети: Да.
Педагог: А из какого материала они изготовлены?
Дети: Из соломы.
Педагог: Да ребята, это соломенные старинные куклы, ими играли наши бабушки и прабабушки. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла. Существует очень много кукол: деревянных, глиняных. А я хочу познакомить вас с лоскутными куколками, которые изготавливают из ткани. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Посмотрите ребята, это лоскутная кукла называется – Веппская кукла, кукла-мама, как символ материнской заботы, чтобы детишки росли здоровыми и сильными.
Педагог дает детям потрогать и рассмотреть куклу.
Педагог: А вот лоскутная кукла – Крупеничка, это старинная насыпная кукла, как мешочек набитая крупой. Её обычно дарили на Рождество, чтобы год был урожайным. Потрогайте куколку, внутри у нее крупа – гречка.
Педагог: Кукла Крупеничка помогала верить человеку в удачный год, придавала сил для работы, ведь на Руси каши были основным видом питания.
Педагог: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
Дети: Конечно!
Педагог: А хотите научиться их делать своими руками?
Дети: Да
Педагог: Посмотрите, ребята, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Такую куколку называют Пеленашкой. Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет его оберегать.
Ребята, такие как вы, учились мастерить таких куколок из старых тряпочек, платочков, причем, их с интересом делали мальчики, и девочки. Давайте покажем, как можно покачать такую куколку и споем ей колыбельную.
Дети: Баю, баюшки, баю……..
Дети: имитируют движения качания куколки.
Педагог: Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?
Дети: Прямоугольной.
Педагог: Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем - получается головка. Затем перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
Дети: На поясе.
Педагог:Ребята обратите внимание, я перевязываю нашу куклу ниточкой красного цвета, потому что красный цвет — символ жизни, красоты, здоровья, солнца.
Педагог: Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
Дети: Голова и туловище куклы.
Педагог: Берём цветной лоскуток. Какой он формы?
Дети: Треугольной.
Педагог: Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?
Дети: Треугольной.
Педагог: Кладём Пеленашку на пелёнку и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
Педагог: Ребята, а что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась?
Дети: Завязать ленточки.
Педагог: Молодцы! У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю пелёночку кукле. А вы, когда будете завязывать ленточки, помогайте друг другу.
Педагог: А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?
Дети: Скрутить лоскут ткани.
Педагог: Что надо сделать потом?
Дети: Перевязать головку и талию.
Педагог: Что вы сделаете потом?
Дети: Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.
Педагог: Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.
Дети: С удовольствием!
Педагог: Ребята, давайте перед началом очень интересной нашей работы разомнем пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку»
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Практическая работа детей в группах. Звучит народная музыка.
Педагог оказывает индивидуальную помощь каждой подгруппе.
По окончании работы дети рассказывают о своих куколках друг другу.
Педагог: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Ребята, какими куклами играли наши бабушки и дедушки?
Дети: Соломенными, деревянными, лоскутными.
Педагог: Ребята, сегодня мы научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.