kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в подготовительной группе по заучивания стихотворение 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…»»

Январь

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения СЕсенина

«Поёт зима - аукает…»


Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное восприятие стихотворения. Показать им сопоставимость явлений природы с поэтическими образами, что поможет им осмысленно запомнить текст. Учить выразительно читать стихотворение с определённой интонацией, с правильными логическими ударениями, чётко произнося слова, следя за тем, чтобы темп и сила голоса соответствовали произносимому тексту.

Подготовка к занятию. Воспитатель анализирует стихотворение: уясняет идейное содержание, соответствие его способам художественного воплощения; определяет основную тональность, характер стихотворения, выделяет в нём сюжетно-логические, смысловые части, подготавливает вопросы к ним: «Что хотел сказать автор в этой части? Какую картину он нарисовал? Какое настроение создаётся у слушателя?»

В данном стихотворении выделяются четыри смысловые части: 1) описание зимнего леса, 2) метелица и озябшие птички во дворе, 3) усиливающаяся злая вьюга и 4) мечта дремлющих пташек о весне.

В первой части автор рисует картину уснувшего, убаюканного метелью леса. Читать её надо напевно, замедленно. Во второй части интонационно нужно передать чувство жалости к воробышкам, которые, как «детки сиротливые, прижались у окна», голодные, усталые. В третьей части голос немного повышается и темп чтения убыстряется, создаётся картина вьюги, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным». Последнюю часть- концовку- следует читать задумчиво, с предощущением радости, которая придёт вместе с весной.

Воспитатель продумывает беседу с детьми, составляет вопросы для этой беседы; подготавливает иллюстративный материал.

Методика проведения занятия.

1 До чтения стихотворения воспитатель проводит беседу о зиме, выявляет, что дети знают об этом времени года. Это можно сделать не только на занятии, но и во время экскурсии, прогулки, обратив внимание на зимний пейзаж. Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения, загадки о зиме.

2 Сообщение темы. Показ цветных слайдов из комплекта «На родине С. Есенина»(Портрет писателя. Село Константиново. Дом родителей. Уголок комнаты. Стол, за которым писал С. Есенин. Рязанская осень). Показ слайдов воспитатель сопровождает рассказом о поэте, о том, что Есенин очень любил природу своей Родины. Он родился и вырос в селе, расположенном на высоком берегу Оки, откуда далеко были видны заливные луга, леса, озёра. Красота родной природы вдохновляла его на создание задушевных стихотворений. После такого вступления воспитатель выразительно читает стихотворение.

3 Беседа по вопросам:

Какое чувство вызвало стихотворение?

О чём рассказывается в стихотворении?

Из каких слов видно, что поэт говорит о зиме как о живом существе?

Что говорится о воробышках? С кем они сравниваются?

Почему лес назван «мохнатым»?

Как говорится о метелице? О чём мечтают «пташки нежные»? Какой им представляется весна?

4 После беседы- повторное чтение стихотворения, затем предлагается читать тем детям, кто запомнил наизусть. Воспитатель оращает внимание на выразительность их чтения, исправляет, объясняет, почему нужно читать так, а не иначе.

5 В конце занятия предлагаются творческие упражнения, развивающие образность речи:

-придумать определение к заданному слову (лес, облака);

-придумать сравнения к слову «воробышки».

Воспитатель напоминает детям, что в стихотворении лес назван «мохнатым», и спрашивает: «А как ещё можно сказать о лесе? Какой он? Воробышки сравниваются с детками сиротками? С кем ещё можно сравнить их?» Аналогичные вопросы педагог задаёт и по другим словам, к которым нужно придумать образное сравнение.

После занятия в книжный уголок следует положить книгу стихов С. Есенина с иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций будет стимулировать желание детей быстрее запомнить стихотворение и читать его наизусть.











































Тема: Чтение стихотворения С. А. Есенина «Пороша»

Цель: создание условий для формирования первоначальных навыков анализа поэтического текста.

Задачи: познакомить с произведение С.А. Есенина «Пороша». Обогащать словарный запас. Развивать умение эмоционально воспринимать стихотворения. Развивать речь, образное мышление, внимание. Воспитывать любовь к природе родного края.

Словарная работа: пороша, клюка, косынка.

Предварительная работа: наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме, беседы о зиме,

Наглядный материал: презентация ««Чудесные превращения зимой»

Формы образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, изобразительная.


Ход занятия:


Введение в ситуацию

Дети с воспитателем встают в круг на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня я узнала удивительную тайну. Хотите я расскажу вам о ней? Чтобы узнать, о чем моя тайна, ответьте пожалуйста на вопрос: какое сейчас время года? А может быть за окном осень или весна? Совершенно верно, за окном хозяйничает зима.

Актуализация знаний и умений

Воспитатель: Хорошо ли вы знаете это время года? Чтобы это проверить, я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»: дети хлопают в ладоши услышав слово о зиме: сугроб, лыжи, бабочка, сосулька, ромашка, снеговик, мороз, ручеёк, шуба, снежинка, лед.

Воспитатель: Вы много знаете о зиме. Но вот что я сегодня узнала: зима – это самая настоящая волшебница. Ведь кто такие волшебники? Правильно, это те, кто творит чудеса, совершает различные превращения. По пути в детский сад я увидела, какие чудеса сотворила зима. Не верите? Я вам сейчас покажу.

Просмотр презентации «Чудесные превращения зимой»

Воспитатель: Поэт Сергей Александрович Есенин тоже знал тайну о зиме. Послушайте стихотворение «Пороша».

Чтение стихотворения

Воспитатель: Стихотворение называется «Пороша». А вы знаете, что такое пороша?

Что за невидимка заколдовала лес?

С кем сравнивает автор сосну?

Почему он говорит, что она повязалась белою косынкой?

Как вы думаете, что значит «понагнулась»? Почему сосна наклонилась?

Что такое клюка?

Что нарушало лесную тишину?

Затруднение в ситуации

Воспитатель: Сейчас я перечитаю вам стихотворение еще раз, а вы подумайте, какими красками можно передать настроение этого стихотворения. У вас есть лист, разделенный на четыре квадрата. Вы можете раскрасить квадратики теми цветами, которые каждый из вас представляет при чтении.

Дети проходят к столам

Повторное чтение стихотворения.

Воспитатель: Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?

Включение нового знания в систему знаний и умений

Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, нарисовать с помощью красок, которые вы выбрали, иллюстраци к стихотворению С. А Есенина «Пороша»

Рефлексия

Воспитатель: Теперь и вы, ребята, знаете тайну волшебницы-зимы. Стихотворение какого поэта помогло вам увидеть волшебство зимнего леса? Сможете ли вы рассказать родителям о чудесах волшебницы-зимы? Какие слова из стихотворения могут вам помочь в этом? Ну а лучшим доказательством ваших слов будут ваши рисунки. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы.



















































Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Цель:

Приобщение детей к миру художественной литературы.

Задачи:

Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Передавать интонацией голоса персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия:

Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.

Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»

Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.

Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу?

Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).

Выявление уровня восприятия

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!


Продолжение беседы, разъяснение пословицы

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.


Итог занятия:

С какой русской народной сказкой мы познакомились?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.




































Тема: Чтение и краткий пересказ сказки В. Г. Сутеева «ЕЛКА».

Цель: Познакомить детей со сказкой.

Задачи: Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям содержание телеграммы.

«Здравствуйте дорогие ребята! Скоро Новый год! Спешим к Вам на праздник. Несем подарки. Наряжайте елку!» Лесные звери.

В: Ребята! А ведь и правда же совсе скоро Новый год!

Ну что же делать? Ведь елки то у нас и нет! Что же нам теперь делать?

Д: Предлагают свои варианты решения проблемы.

В: - Я думаю что нам нужно попросить Дедушку Мороза прислать нам елку! Но как нам его попросить, времени совсем мало, если отправить письмо по почте то оно не успеет дойти до нового года!

-Я думаю что нам нужно кого то попросить о помощи! Но кого?

Опять раздается стук в дверь и влетает сорока. Достает из сумки большой конверт отдает воспитателю и улетает! На конверте надпись «Для ребят»!

В: Открывает конверт и достает книжку. – Ребята! А вот и ответ на наш вопрос где взять елку?

Показывает детям книжку В. Сутеева «ЕЛКА».

В: -Это книжка про то, как ребята просили у дедушки мороза елку и кто им в этом помог, а написал ее замечательный детский писатель и мультиприкатор Владимир Григорьевич Сутеев. Давай те же ее прочитаем и узнаем где нам взять елку.

2 часть:

Чтение произведения В. Сутеева «ЕЛКА» с рассматриванием иллюстраций.

3 часть:

Итог занятия:

Беседа с детьми о прочитанном.

Примерные вопросы:

Где дети решили взять елку?

Как решили дети передать письмо Деду Морозу?

Кто помогал снеговику?

Успел ли снеговик во время принести елку детям? И т. д.

















Дидактическая игра по разитию речи

1. Игра "Сочини предложение".

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.


2. Словесная игра «Внимание! Розыск!»

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим, допускается описывать одежду.


3. Игра «Предлоги».

Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.


4. Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т. д.


5. Игра «Теремок».

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.

В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок) кто там?

Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?

1- й игрок: Пустим,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.


6. Словесная игра «Придумай предложение со словами….»

Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем.

Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение.


7. Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.



8. Игра «Загадай и отгадай вид спорта».

Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков»загадывает вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.


9. Игра «Составь рассказ»

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: снега, солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки, снеговика и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Зимние забавы».


10. Игра «Магазин»

С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель.

Кто с какими буквами дружит?

Ход игры: на каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т. д.


«Логопедическая ромашка»


Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, логики, мышления

Форма работы: парная, групповая

Возраст: 5-7 лет

Правила игры:

Желтые середины ромашек со слогами лежат перед игроками. Лепестки лежат в коробке у ведущего. Ведущий достает по одному лепестку, показывает его игрокам и называет слово. Игрок, которому подходит данный лепесток (есть данный слог в слове) забирает его себе. Побеждает игрок, который быстрее всех соберет ромашку.

По желанию детей правила игры можно изменять.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Туваева Елена Михайловна

Дата: 15.01.2024

Номер свидетельства: 643978


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства