Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте;
Дать понятие об ударении и ударном слоге.
Задачи:
Упражнять в определении ударного слога;
Закреплять умение делить слова на слоги;
Закреплять умение проводить полный звуко-слоговой анализ слов, работать над предложением;
Развивать коммуникативные навыки.
Материал:
Кукла Буратино, предметные картинки, полоски-схемы, пособие «Звуковые часы», кубики и палочки, индивидуальные схемы для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
• Садятся те, кто назовёт слово, состоящее из одного слога.
2. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.
• Ребята, кого вы видите на картинке?
• Что делает мальчик?
• Составьте предложение по картинке. («Мальчик читает книгу»)
• Составьте схему к предложению.
• Из чего состоит предложение? (Из слов.)
• Посчитайте, сколько слов в предложении? (Три.)
• Какое первое слово, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Какой знак поставим в конце предложения? Почему?
• Можем ли мы разделить слова на части? Как называются эти части? (Слоги.)
• Произнесите первое слово по слогам. Определите количество слогов. Как показать это на схеме? (Далее проводится аналогичная работа с каждым словом).
• Ребята, хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Демонстрация книги А. Толстого «Приключение Буратино»).
• Вам знакома эта книга? А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог произнести сразу всё слово целиком, а говорил по слогам. Давайте с вами представим, что я-папа Карло, а вы-Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы-по слогам. (па-па, ру-ка, Бу-ра-ти-но и др.)
3. Введение понятия «Ударение».
• Так как Буратино умеет говорить по слогам, сегодня он будет моим помощником. (Воспитатель показывает детям куклу Буратино).
• Буратино хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги. Он приготовил вам такое задание: «Поставьте слова парами». (На магнитной доске выставлены картинки: пенал, ручка, карандаш, линейка). Нужно найти слова с равным количеством слогов.
• Что нарисовано на этой картинке? (Ручка).
• Проговорите по слогам. Сколько слогов? (Два). (Составляется схема под картинкой).
• Что на этой картинке? (Карандаш). Сколько слогов? (Три). Можно поставит в пару эти слова? (Нет). (Картинка располагается отдельно, записывается схема слова. После анализа остальных слов, картинки раскладываются попарно).
• Чем похожи слова в первой паре? (имеют два слога). А одинаковы ли они по произношению?
• Прослушайте слово «ручка». Какой из слогов произносится с большей силой голоса-т.е. более громко, протяжно? (Первый-«руч»). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово «ручка», выделив ударный слог. На схеме ударный слог обозначается так. (Показ). Это знак ударения. Только гласный звук может быть ударным.
• Какой слог был ударным в слове «ручка» (Первый).
• Послушайте слово «пенал». Какой слог произносится более громко, протяжно-т.е. с ударением? (Второй).
• Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом ударения). (Аналогично проводится работа со второй парой слов).
• Чтобы не ошибиться и правильно поставить ударение в слове, нужно как бы пропеть или окликнуть предмет. «Кни-и-и-жечка»! «Ру-у-у-чка»!
• Какой слог ударный в слове «книжечка»? А какой звук тянется? (Гласный). Значит звук (и)-гласный ударного слога.
• Иногда ударение может изменить смысл слова. Вот, послушайте стихотворение:
Мука и мука.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
-Не мука, а мука,
Поварам наука.
(Дети выясняют значение слов «мука» и «мука»).
4. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Упражнение в выделении ударного слога.
А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье:
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его, озорника!
• Буратино предлагает вам поиграть. Посмотрите, что он нам принёс. (Кубики и палочки). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым хочет начать игру? (Один ребёнок становится лицом к детям). Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто хочет продолжить игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «точилка»).
• А теперь Буратино предлагает вам взять в руки карандаш и поработать в тетради. Он говорит, что оказывается слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный-маленьким. (Дети записывают: Хх-школа, ххХ-алфавит, хХ-перо и т.д.)
• Буратино что-то поглядывает на часы, быть может он торопится? Нет, наоборот, он просто ещё не наигрался, ведь часы то не простые, а звуковые. А называется эта игра «Найди пару». (Выставляется пособие «Звуковые часы». Дети объединяют слова в пары, определяется ударный слог.)
6. Звуко-слоговой анализ.
• Буратино очень любит загадки и одну хочет загадать вам.
По чёрному белым
Пишут то и дело.
Протрут тряпицей-
Чиста страница.
• Что это, ребята? (Доска).
• Буратино мне подсказывает, что теперь вы умеете делить слова на слоги и ставить ударение, а значит, сможете сделать полный звуковой анализ слова. (Дети работают со словом «доска», а Буратино проверяет).
7. Итог занятия.
• Кто напомнит Буратино тему сегодняшнего занятия? Какая была тема? Как можно определить ударный слог?
• На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Ударение».