kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в подготовительной группе (ГКН) по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия поможет педагогу в проведении занятия по обучению грамоте на тему: "Понятие об ударении"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе (ГКН) по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении»»

Конспект занятия в подготовительной группе (ГКН)

по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».


Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цели:

Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте;

Дать понятие об ударении и ударном слоге.

Задачи:

Упражнять в определении ударного слога;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Закреплять умение проводить полный звуко-слоговой анализ слов, работать над предложением;

Развивать коммуникативные навыки.

Материал:

Кукла Буратино, предметные картинки, полоски-схемы, пособие «Звуковые часы», кубики и палочки, индивидуальные схемы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

• Садятся те, кто назовёт слово, состоящее из одного слога.


2. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.

• Ребята, кого вы видите на картинке?

• Что делает мальчик?

• Составьте предложение по картинке. («Мальчик читает книгу»)

• Составьте схему к предложению.

• Из чего состоит предложение? (Из слов.)

• Посчитайте, сколько слов в предложении? (Три.)

• Какое первое слово, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Какой знак поставим в конце предложения? Почему?

• Можем ли мы разделить слова на части? Как называются эти части? (Слоги.)

• Произнесите первое слово по слогам. Определите количество слогов. Как показать это на схеме? (Далее проводится аналогичная работа с каждым словом).

• Ребята, хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Демонстрация книги А. Толстого «Приключение Буратино»).

• Вам знакома эта книга? А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог произнести сразу всё слово целиком, а говорил по слогам. Давайте с вами представим, что я-папа Карло, а вы-Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы-по слогам. (па-па, ру-ка, Бу-ра-ти-но и др.)


3. Введение понятия «Ударение».

• Так как Буратино умеет говорить по слогам, сегодня он будет моим помощником. (Воспитатель показывает детям куклу Буратино).

• Буратино хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги. Он приготовил вам такое задание: «Поставьте слова парами». (На магнитной доске выставлены картинки: пенал, ручка, карандаш, линейка). Нужно найти слова с равным количеством слогов.

• Что нарисовано на этой картинке? (Ручка).

• Проговорите по слогам. Сколько слогов? (Два). (Составляется схема под картинкой).

• Что на этой картинке? (Карандаш). Сколько слогов? (Три). Можно поставит в пару эти слова? (Нет). (Картинка располагается отдельно, записывается схема слова. После анализа остальных слов, картинки раскладываются попарно).

• Чем похожи слова в первой паре? (имеют два слога). А одинаковы ли они по произношению?

• Прослушайте слово «ручка». Какой из слогов произносится с большей силой голоса-т.е. более громко, протяжно? (Первый-«руч»). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово «ручка», выделив ударный слог. На схеме ударный слог обозначается так. (Показ). Это знак ударения. Только гласный звук может быть ударным.

• Какой слог был ударным в слове «ручка» (Первый).

• Послушайте слово «пенал». Какой слог произносится более громко, протяжно-т.е. с ударением? (Второй).

• Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом ударения). (Аналогично проводится работа со второй парой слов).

• Чтобы не ошибиться и правильно поставить ударение в слове, нужно как бы пропеть или окликнуть предмет. «Кни-и-и-жечка»! «Ру-у-у-чка»!

• Какой слог ударный в слове «книжечка»? А какой звук тянется? (Гласный). Значит звук (и)-гласный ударного слога.

• Иногда ударение может изменить смысл слова. Вот, послушайте стихотворение:

Мука и мука.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

-Не мука, а мука,

Поварам наука.

(Дети выясняют значение слов «мука» и «мука»).


4. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


5. Упражнение в выделении ударного слога.

А теперь про ударенье

Сочиним стихотворенье:

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток.


Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

• Буратино предлагает вам поиграть. Посмотрите, что он нам принёс. (Кубики и палочки). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым хочет начать игру? (Один ребёнок становится лицом к детям). Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто хочет продолжить игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «точилка»).

• А теперь Буратино предлагает вам взять в руки карандаш и поработать в тетради. Он говорит, что оказывается слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный-маленьким. (Дети записывают: Хх-школа, ххХ-алфавит, хХ-перо и т.д.)

• Буратино что-то поглядывает на часы, быть может он торопится? Нет, наоборот, он просто ещё не наигрался, ведь часы то не простые, а звуковые. А называется эта игра «Найди пару». (Выставляется пособие «Звуковые часы». Дети объединяют слова в пары, определяется ударный слог.)


6. Звуко-слоговой анализ.

• Буратино очень любит загадки и одну хочет загадать вам.

По чёрному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей-

Чиста страница.

• Что это, ребята? (Доска).

• Буратино мне подсказывает, что теперь вы умеете делить слова на слоги и ставить ударение, а значит, сможете сделать полный звуковой анализ слова. (Дети работают со словом «доска», а Буратино проверяет).

7. Итог занятия.

• Кто напомнит Буратино тему сегодняшнего занятия? Какая была тема? Как можно определить ударный слог?

• На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Ударение».


Литература:

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 14.10.2018

Номер свидетельства: 480637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства