Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в младшей группе. Тема: «Народные промыслы России»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«2-Пристанский детский сад «Полянка»
Конспект занятия в младшей группе
Тема занятия: «Народные промыслы России»
Автор-составитель:
Карпова Татьяна Александровна, воспитатель
Мариинский муниципальный округ
2024
Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста.
Цель:Обобщить знания детей о народных промыслах России.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
-Формировать представления детей о русских народных промыслах
- Учить отмечать особенности, характерные для каждого вида росписи.
Развивающие:
- Умение отгадывать загадки, говорить пословицы.
-Развивать связную, диалогическую речь
-Формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения
Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес к русской культуре и народному творчеству. - Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
-Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная.
Активизация словаря: народный промысел, хохлома, дымково, традиции.
Материалы и оборудование: выставка изделий народного промысла, ноутбук, картинки-пазлы, ключи.
Методы и приёмы
наглядный (показ слайдов);
словесный (пословицы, загадки, вопросы и ответы, беседа);
игровой (сюрпризный момент)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность:
создание предметно-развивающей среды в группе, оформление выставки «народные промыслы» совместно с детьми и родителями;
разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, народных игр;
разучивание хороводов и игр, пение песен;
рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
рисование (хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка,)
раскраски на данную тему.
просмотр презентации: «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Русская изба».
ХОД НОД
Воспитатель:Сколько у нас гостей, поздоровайтесь, ребята!
Русские люди в старину любили встречать гостей и говорили так:
«Пожалуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
В тесноте да не в обиде.
Сядем рядком, да поговорим ладком».
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране.
Как называется страна, в которой мы живём?
Дети:Россия - страна очень большая и красивая. В России много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов.
Воспитатель: Россия – очень богата мудрыми традициями, красивыми обычаями.
У каждого народа есть свои традиции.
Традиция – это обряды и обычаи, которая зародилась много лет назад и передаются от одного поколения другому.
Воспитатель: Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы.
Из дерева делали разную мебель, посуду, игрушки. А какая ж русскаяизба без печки и разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали спицами. Какую красивую одежду русские мастерицы шили и вышивали своими руками, украшая её вышивкой и кружевом.
Воспитатель: Как тут не вспомнить пословицы о труде.
Дети:
- Дело мастера боится.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Умелые руки не знают скуки.
Воспитатель: Россия богата своими народными промыслами. Что это такое?
Дети: Это красивые предметы быта, сделанные народными умельцами.
Воспитатель: Народные промыслы, это форма народного творчества. Зародились они в старину в России, но славятся и живут до сих пор.
Дети, какие вы знаете народные промыслы? Дети подходят к выставке.
Дети: Это изделия из дерева, глины, бересты. Особенно славятся, такие народные промыслы, как хохломские изделия, дымковские игрушки, матрёшки.
Слышится телефонный звонок. Громкая связь.
«Дети, я сказочница-хранительница русских народных промыслов, очень торопилась к вам в гости с сюрпризом, но злой сказочный волшебник заколдовал все тропинки на моем пути. Помогите найти волшебные ключики, тогда я смогу найти к вам дорогу, их три и они в вашей группе. А помогут вам ваши знания русских народных промыслов! Спешите!
Я отправила вам конверт с подсказками!»
Воспитатель: Поможем хранительнице народных промыслов, найдем волшебные ключики?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Чтобы найти волшебные ключики, нужно в путь дорогу собираться в путешествие по России. Полетим на самолёте.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в путешествие по самой длиной реке России- Волге в Нижегородскую область в село Хохлома.
Отгадайте загадку.
«Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые».
Дети: Хохломские изделия.
Воспитатель:Из чего делают хохломские изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель:мастера сначала делают бруски-заготовки. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – резные ковши, ложки, посуда.
Воспитатель: Какие основные цвета хохломской росписи?
Дети: Главные цвета - красный и чёрный.
Воспитатель: Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Воспитатель: Все изделия расписываются вручную масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома.
Дети, сказочница- хранительница отправила нам письмо, в ней подсказка, как найти ключик. А сейчас выложите на столе пазл.
Дети собирают пазл «Хохломские изделия».
Воспитатель: Давайте найдём на нашей выставке изделие хохломских мастеров
Дети находят посуду, рассказывают, в ней лежит ключик.
Воспитатель:Посмотрите, а вот и первый ключик! Мы нашли его и помогли нам ваши знания. Продолжим наше путешествие? Наш путь лежит в село Дымково Кировской области.
Отгадайте загадку.
«Весёлая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?»
Дети: Дымковская игрушка
Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложили мастера в эти игрушки. Значит, и сами мастера были весёлыми людьми. Какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?
Дети: Игрушки украшены кружочками, клеточками, пятнами и точками.
Воспитатель: А из чего сделаны дымковские игрушки, как вы думаете?
Дети: Сначала их лепят из глины, а потом обжигают их в печи.
Воспитатель:Значит, это, какие игрушки?
Дети: Глиняные.
Воспитатель:Дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать. А вот и вторая подсказка.
Дети собирают пазл «Дымковская игрушка».
Воспитатель: Давайте найдём на нашей выставке изделие дымковских мастеров.
Дети находят игрушку, в ней лежит ключик.
Воспитатель:Посмотрите, а вот и второй ключик нашли! Молодцы, ребята!
Продолжаем наше путешествие по России. Наш путь лежит в подмосковный город Сергиев Посад.
Отгадайте загадку.
«Дать могу одну подсказку-
Хватит вам её вполне:
Все мои сестренки сразу
Помещаются во мне.
Ну- ка, что это за крошки? Деревянные»
Дети: Матрёшки.
Воспитатель: Город Сергиев Посад является родиной матрёшки.
Из чего сделаны матрёшки? Мастера делают заготовки из дерева, потом шлифуют их. Художники расписывают их цветами, листиками, веточками. Каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.
Воспитатель: Матрешка считается символом России. Где их только не делают и в каждой области свой почерк, свой рисунок.
Воспитатель: Давайте найдём на нашей выставке матрёшку и разберём её.
Дети находят матрёшку, в ней лежит ключик.
Воспитатель:Посмотрите, а вот и третий ключик нашли! Молодцы, ребята!
Слышится стук в дверь. Появляется сказочница-хранительница.
Здравствуйте ребята, гости дорогие! Вижу, нашли вы мои ключики!
Молодцы, ребята! Хочу я с вами поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота» (играет с детьми)
Хранительница. Дети, я пришла к вам с подарком.
Достаёт из шкатулки куклу - оберег, сделанную из ниток. В России кукол делали своими руками из разных тряпочек, соломы, ниток.К ним относятся куклы-обереги.
Воспитатель: Дети, по твоей просьбе, сделали таких же кукол, они хотят их подарить нашим гостям.
Итог. Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о русских народных промыслах?
Дети: Мы узнали, какие красивые и разные изделия изготавливали русские мастера.
Эти народные промыслы широко известны за пределами России.
Воспитатель: Это наша национальная гордость, символы нашей Родины. Мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире.