Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Уклад жизни донских казаков" для детей подготовительной к школе группы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида второй категории № 7 «Солнышко»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему:
Тема: «Уклад жизни донских казаков».
Воспитатель:
Адамова Татьяна Александровна
г. Белая Калитва
2025г.
Цель: познакомить детей с правилами и обязанностями семейного уклада донских казаков, привить детям казачьи семейные ценности, расширять представление о специфике воспитания детей в казачьей семье.
- сформировать представление детей об укладе жизни казачьей семь и особенностях воспитания мальчиков и девочек; - формировать ценностные представления о семейных ценностях; Развивающие: - развивать познавательный интерес к истории своего народа; - развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями. Воспитательные: - воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; - воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; - воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: беседа о Родном крае, о семье, заучивание стихотворений о Родине, рассказывание о семейном укладе семьи.
Материалы: атрибуты казачьих костюмов, ленты для игры, удочка, рыба, подковы.
Сегодня я хочу поговорить с вами о самом важном для каждого человека, а о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно семья.
Ребята, что такое семья?
Дети: Семья - это мир, где царит любовь и дружба.
Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга,
Семья - это, люди, которые ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нём, отдыхать, чтобы в нем играть, кушать, каждый из нас любит свой дом, за то, что в нем тепло и уютно.
Ты - казачий мой край необъятный,
Ты – донская сторонка моя, И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае) (Слайд)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, вы знаете, что это за дом? (Слайд)
Дети: это казачий курень.
Воспитатель: А кто в них жил?
Дети: Донские казаки.
Воспитатель: А кто такие, Донские казаки?
Дети: Это сильные и уверенные в себе люди; Это настоящие защитники; Они умели делать все сами: строить жилище, обустраивать хозяйство, кормить и одевать семью. (Слайд)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семейном укладе донских казаков.
Семья для казака это святое. Казачьи семьи большие, в семьях много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в семье соблюдались правила поведения - семейный уклад. (Слайд)
Почитание старшего – основа казачьего уклада жизни. (Слайд)
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. (Слайд)
Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. (Слайд)
Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
Рождение девочки в семье казака это тихая домашняя радость.
(Слайды )
1. Когда появлялась девочка на свет, женщины мыли девочку, а папа должен был, есть горькую и пересоленную кашу, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось.
2. Когда девочка сделала первый шаг, ей дарили ленточки, для бантиков и платочек, ходить в церковь.
3. Когда девочка взрослела, дедушка дарил внучке серебряное колечко и говорил, что она теперь «не дитё», а «барышня».
Воспитатель: При воспитании дочки стремились развить в ней женственность и трудолюбие. Девочки должны были уметь практически все. С раннего возраста их приучали к труду: они стирали, мыли полы, осваивали шитье, вязание, вышивание. Девочка должна быть умелой, ловкой.
Я предлагаю вам сейчас проверить, какие вы ловкие, поиграть в казачью игру. А вы мальчишки внимательно смотрите.
Казачья игра.
Девочки становятся в круг, каждая берет палочку, на которую привязана лента, они связаны в центре. Побеждает та, которая первая намотает ленту на палочку.
Воспитатель: Вот какие ловкие наши девочки, они обязательно вырастут настоящими хозяйками.
Рассказы о мальчиках казаках по картинкам. (Слайды)
1. После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили оружие: шашку или кинжал. После крестин, отец «опоясывал» его шашкой и подносил к коню.
2.Когда мальчику исполнялся год, его стригли первый раз, несли к церкви и сажая верхом на коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал мальчика на руки, и они шли домой. У ворот казаков встречали женщины. Мужчины говорили им: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте!».
4. Когда мальчику исполнялось три года, отец на большой поляне возле лесного озера строил казаков на молитву. Мальчика сажали на коня, одевали ему шашку, и отец вел три круга лошадь перед казаками. Молодому казачонку говорили: Любо! Затем с мальчика мама снимала шашку, отдавала ее атаману и говорила: Возьми атаман, послужи, а казаку подрасти нужно! Мальчик слезал с коня и с этой минуты он считался казаком.
Воспитатель: Любимыми занятиями казаков была рыбная ловля.
Донской казак не представлял себе жизни без рыбалки, рыбного промысла, которым кормилась его семья. Маленькие казачатам с ранних лет учились ловить рыбу.
Я предлагаю нашим казачатам отправиться на рыбалку, а мы посмотрим, какие вы у нас рыбаки.
Игра-эстафета «Казачья рыбалка»
По сигналу участник добегает до ориентира, в обруче лежат рыбки (условно), берет руками или удочкой и возвращается назад, бросает в ведро передает эстафету следующему.
Воспитатель:
Одной из главных семейных традиций большой казачьей семьи, было сплочение детей. Отец обвязывал лентой всех своих деток. Дети должны жить дружно, всегда помогая друг другу.
Мы с вами частички своих семей, но живем мы с вами в одной большой и дружной семье в Детском саду «Солнышко». Обвязывая вас одной лентой, я предлагаю так же дружно жить в нашей группе, помогая друг другу, никогда не ссориться.
Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали, что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: И сильны казаки были тем, что каждый в семье имел свои обязанности.
Воспитатель: А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?
Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка)
Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)
Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)
А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)
- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин!
Воспитатель: А сейчас я вам хочу подарить небольшие подарки, посмотрите, вы знаете, что это?
Дети: это подковки.
Воспитатель: Подкова - символ счастья, оберег.
Оберег «Подкова»
Это очень интересный и красивый оберег. Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы. Если настоящую подкову вам не найти, то купленная, подаренная или сделанная своими руками, она так же будет обладать сильнейшей энергетикой. На Дону были свои основания считать подкову символом грядущего счастья и оберегом от бед и нечистой силы. Дело в том, что все подковы выходили из-под молота кузнецов, всегда считавшихся борцами с нечистой силы. Кроме этого, подкова связана с конем, верным помощником казака и воина.
Пусть в доме каждой из ваших семей всегда будет счастье!
Методические пособия:
Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г
Косаева В.Н. «Народная культура и традиции Занятия с детьми 3-7 лет» Учитель 2019г.