Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Эмоции"»
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну «Эмоции»
Воспитатель: Боброва Е. И.
Выкса
2022
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников
Задачи:
- закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике;
- сохранять здоровье воспитанников через психогимнастику и релаксацию;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
- развивать саморегуляцию дошкольников через прослушивание музыкальных произведений;
- создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
Материал для занятия: «волшебный клубочек», пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д., магнитная доска или экран с проектором и ноутбуком, человечки-эмоции, бумага для рисования, карандаши, детские стулья по числу детей, картинки-смайлики.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Ход занятия:
Приветствие. «Волшебный клубочек».
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций).
Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей: например: «удивление», «радость», «грусть» - это эмоции, «страх» - это тоже эмоция, эмоции бывают положительные и отрицательные и др.)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции». Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов: чух-чух, чух-чух, мчится поезд во весь дух…везёт на остановку, проявляй сноровку…!
(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)
1 остановка. «Поляна Радости ». (звучит аудиозапись «Счастье» Ф. Шопена)
Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость) (слайд либо картонный человечек)
А какое у него настроение?
Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
Например:
«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
- Что вы делаете, когда вам весело? ( ответы детей.)
Этюд «Кто как радуется».
Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги или на магнитную доску - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
2 остановка. « Остров Грусти».
Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.
Игра «Доброе животное».
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - делайте шаг вперед. Стук - шаг назад.
3 остановка. « Пещера страха».
Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение «Страшные звуки». (звучит муз. Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
- Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)
- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
Как вы догадались? (ответы детей)
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь».
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики».
А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
Рефлексия. Беседа с детьми:
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению!
И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания!
Ход занятия:
1.Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
- Ребята, а вы знаете, какие звери живут в лесу?
- А как называются эти звери?
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.
- У меня есть сундучок, он не простой, в нём лежит большая открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если её открыть, то появится картинка или рисунок)
- Хотите узнать, кто изображён на нашей? Тогда попробуйте отгадать.
- Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластёнами их зовут, потому что они любят кушать мёд.
- Догадались, что это за звери? Давайте проверим. (педагог достаёт открытку и вешает на доску)
- Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют? (потому что они ведают (знают), где есть мёд)
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
- Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».
Чтение текста.
Из леса вышли большая медведица и два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускалаего, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу.
4. Словарная работа.
- О ком этот рассказ?
- Вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (это значит взять за воротник)
- А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)
- А кто сможет показать слово «удирать»? (быстрый бег)
- Покажите на себе «мама надавала шлепков» (шлепок – удар плошмя чем – нибудь мягким, не больно, любя)
- Медведица окунала медвежонка или просто держала?
- А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)
- Медведица купает медвежонка, заботится о нём, значит она какая мама? (заботливая)
- Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (любящая, внимательная)
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
- Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами.)
- Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
- Как медведица купала медвежонка? (окунала)
- Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал.)
- Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)
- Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
6. Физминутка.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
7.Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слуховой памяти.
- Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А помогут мне в этом схемы (во время чтения педагог выставляет схемы).
8.Пересказ рассказа по графическим схемам (индивидуально или по цепочке).
- Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста (что сначала было, что потом…)
- Кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ?
9. Итог занятия.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто его написал?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Чей рассказ вам понравился больше всего? (дети могут подарить свои фишки тому, чей рассказ был лучше)
- Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке ещё что-то лежит (педагог открывает сундучок и достаёт угощение).