Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию. Рассказывание по картине "Лиса с лисятами"»
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»
Ход занятия: сегодня мы отправимся на экскурсию, а куда, вы узнаете, отгадав загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ягоды, грибы.
Много жителей в нём
Как зовётся этот дом? (Лес)
Воспитатель: Молодцы! Конечно лес!
Мы сегодня с Вами отправимся на прогулку в лес.
Ну что ж, добро пожаловать на лесную поляну. Я Вам предлагаю поиграть в лесную школу. Присаживайтесь пожалуйста на свои места.
Воспитатель Ребята, давайте вспомним какие звери живут в нашем лесу. (ответы детей). Вот сколько вы назвали животных. А к какой группе животных они все относятся, если все они живу в лесу (дикие).
Воспитатель: Сегодня на урок в нашей лесной школе придет гость, а кто вы догадаетесь сами, отгадав загадку:
Пусть она- как есть, плутовка
От макушки до хвоста
Шубка, рыжая головка
А зовут ее … (лиса)
Воспитатель: верно, а вот и она- рыжая лиса! (вносит игрушку)
Давайте споём про неё распевочку:
са-са-са-са-са-са - это рыжая лиса
су-су-су-су-су-су – и живёт она в лесу
сы-сы-сы-сы-сы-сы – много дела у лисы
со-со-со-со-со-со – она крутит колесо
се-се-се-се-се-се – в гости мы пойдем к лисе.
Рассматривание картины "Лиса с лисятами"
Воспитатель: ребята, посмотрите, что нам принесла с собой лисица (ответы детей)
Воспитатель: Давайте рассмотрим эту картинку. Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Лиса с лисятами)
А как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
Воспитатель: Что делает мама лиса? (Присматривает за лисятами)
Воспитатель: Чем питаются лисята? (Мелкими животными, которых добывает для них мама)
Воспитатель: Что можно сказать о лисе? Какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, плутовка)
Воспитатель: Что она делает? (Лиса охраняет лисят)
Воспитатель: Что можно сказать о лисятах? (Лисята шустрые, игривые, шаловливые, озорные)
Воспитатель: Что они делают? (Лисята играют, кувыркаются, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
Воспитатель: Давайте с вами составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят. Но, для начала давайте вспомним из каких частей состоит рассказ.
(Начало. А с каких слов можно начать рассказ? Например: «Жили-были, однажды, как-то раз и т. д.)
Воспитатель: Вот послушайте какой рассказ придумала я.
Жила – была в лесу лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них зайцев, мышей. Лиса вывела лисят поиграть на поляну. Лисята играют, резвятся. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. Лиса спокойно стоит и наблюдает за ними. Хорошо лисятам на поляне. У них заботливая мама.
Воспитатель: Давайте сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.
Составление рассказа детьми. Дети по желанию выходят к картине.
Молодцы. А кто еще захочет рассказать, расскажет нам в течении дня.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Лиса: Хорошие рассказы вы составили обо мне и моих лисятах, а сейчас поиграем в игру, которая называется
Игра "Подбери словечко" (игра с лисой)
- Какая шерсть у лисы?
Дети: мягкая, пушистая, теплая.
- Что еще может быть мягким?
Дети: снег, подушка, игрушка.
- А что может быть пушистым?
Дети: мех, елка, облака.
- Что может быть теплым?
Дети: одеяло, шуба, шапка.
Лиса: Молодцы, ребята, справились вы с моим заданием. Присаживайтесь.
Сейчас мы поиграем в другую игру. Я буду называть слово, а вы попробуйте подобрать к нему слово близкое по значению. Например: размышлять, близкое по смыслу к нему слово думать.
Игра "Слова-друзья" Синонимы (с мячом)
размышлять- ....(думать),
отворить - .....(открыть),
отыскать - ... (найти),
зябнуть - ... (мерзнуть),
поразить - ... (удивить),
шалить - ... (баловаться),
забавлять - .... (развлекать),
прощать - ...(извинять),
звать - ... (приглашать),
реветь - ... (плакать),
мчаться - ... (нестись),
вертеться - ... (крутиться),
опасаться - ... (бояться),
бросать - .... (кидать).
Воспитатель: Я Вам дала не спроста такое задание. Все эти слова называются слова-друзья.
Кто нам напомнит, что это за слова? (это слова которые пишутся и звучат по- разному, но обозначают одно и то же). Ребята, в русском языке эти слова правильно называются по- другому. А как, мы сейчас с Вами узнаем, отгадав загадки. На каждый правильный ответ мы будем открывать буквы с лева на право.
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый, белый ….(снег)
Всех на свете одевает,
Что сошьет- не надевает (иголка)
В сказке Пушкина старик
Рыбу им ловить привык
И в жару, и в непогоду
Эту сеть бросает в воду. (невод)
Пушистая вата, плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
Есть не мало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У все рога на голове,
У одного лишь на носу. (носорог)
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что-за месяц, подскажите? (июнь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
Воспитатель: А вот последнюю букву я открою без загадки, потому что на эту букву «ы» слов не существует. Какое слово получилось? (Синонимы). Хором скажем.
— Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.
Подведение итогов занятия
-Ребята, что мы с вами сегодня учились составлять?
- Кто, запомнил, как называются слова-друзья в русском языке?
- Кому было сложно составить рассказ по картинке? Почему?
- С каким новым словом вы сегодня познакомились?
Воспитатель: — Молодцы. Наше занятие закончилось, всем спасибо.