Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию "Художник-осень"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 9 «Семицветик»
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы (6 -7 лет)
на тему: «Художник-Осень»
Образовательная область:
«Речевое развитие»
Автор: воспитатель
Шачнева И. В.
г. о. Серпухов 2022г.
Тема:«Художник-Осень»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей об осени, об осенних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзажной картине, композитором в музыкальном произведении и передавать его словом.
Активизировать словарь по теме (глаголы, прилагательные).
Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись мелодии П. И. Чайковского «Осень», картина И.И Левитана «Золотая осень», алгоритм составления рассказа по теме «Осень», осенние листья, контуры листьев на бархатной бумаге, цветные нитки.
Предварительная работа: Беседа о приметах осени, наблюдение сезонных изменений на прогулке, заучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин об осени, выкладывание ниткой по контуру.
Используемые технологии: технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей, игровые технологии, технология проектной деятельности.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Способы организации детей: стоя полукругом, сидя, стоя.
Ход занятия
I.Вводно-организационный этап: игровая мотивация
Дети играют в группе.
Включить мелодию П. И. Чайковского «Осень» сначала тихо, затем сделать погромче, чтобы дети обратили на нее внимание.
Воспитатель: Дети, что за музыку мы слышим? Что она вам напоминает (подвести к ответам на тему «Осени».
- Правильно, эта мелодия так и называется «Осень», а написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. А вы бы хотели отправиться в гости к Осени? (Ответы детей.)
- А где мы ее можем найти? (Ответы детей.)
- Вы правы, Осень сейчас можно встретить везде: и в парке, и в сквере, и в лесу, около детского сада и даже во дворе каждого дома.
Пойдемте на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
II. Проблемно-поисковая мотивация, расширение имеющихся знаний
Дети рассматривают картину с изображением осени
– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
– Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Как вы думаете , как называется эта картина? (Ответы детей.)
- Почему эту картину можно назвать «Золотая осень?»
Воспитатель: Правильно, а что происходит осенью? (Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений)
Дети: • Листья желтеют • Дождь идет • Солнце греет мало • День становится короче • Птицы улетают в теплые края • Животные готовятся к зиме
• Люди одеваются теплее
III. Динамическая пауза
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
IV. Практическая деятельность.
Работа над текстом «Художник – Осень» (по Г. Скребицкому)
Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, а поэты любят описывать красоту осени. Давайте присядем на полянку и полюбуемся на красоту осени и послушаем рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень» "Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе". Вопросы по прочитанному: - Что осенью происходит с деревьями? - Как Осень могла разукрасить? - Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему? - Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу? - Можно ли Осень назвать художником? Почему? - Какие краски использовала Осень.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам поиграть.
V.Дидактическая игра «Дополни предложение»
Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.
На смену лету пришла …(осень)
Осенью опадают…(листья)
Дует холодный…(ветер)
Стелиться…(туман)
В лесу растут…(грибы)
Моросит мелкий…(дождик)
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за… (туч)
Птицы собираются в стаи и … (улетают в теплые края)
- Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
VI.Дидактическая игра «Осенние слова» (Подбери признак).
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный листик.
Лист осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.