Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Заяц-хваста"»
Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хваста»
(занятие для детей старшей группы)
Задачи:
Речевое развитие:
• продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
• формировать умение вести диалог с педагогом и детьми
•учить быть доброжелательными и корректными с собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
• учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты
• расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
*дать представление о предложении, учить составлять простые предложения без союзов и предлогов
*учить составлять последовательное предложение
Предварительная работа.
Чтение сказки А. Н. Толстой «Заяц-хваста». Беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей сказки. Отгадывание загадок. .
Используемая литература:
Большева Т. И. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Русская народная сказка А. Н. Толстого «Заяц-хваста».
Дети стоят в кругу .Воспитатель вносит письмо.
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно, но прежде чем мы его прочтём, вы попробуйте отгадать, от кого это письмо. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: он не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать от кого письмо.
Дети: Это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица.
Дети: Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети: Может это какой-то зверек?
Воспитатель: Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про зайчика).
Загадка.
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? …
(Зайчишка)
Читаем письмо:
«Здравствуйте дорогие ребята! У меня случилась беда. Злой волк украл мою любимую книгу и спрятал её. Пожалуйста, помогите мне отыскать книгу. Очень жду».
«Чтобы найти книгу, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».
Отправимся с вами в лес? Сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?( нельзя шуметь, разжигать костры, ломать ветки деревьев, нельзя бросать мусор).
Выходим на ковер.
Дети идут по кругу.
Предлагаю закрыть глаза и сказать волшебные слова:» Повертелись, покружились и в лесу мы очутились!»(аудиозапись)
- Ребята смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.
- Куда нам ребята нужно идти? (прямо)
- Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, на ней цветочек с заданием.
В этом задании предлагаю вам встать по парам.
«Путаница»
Послушайте предложения, найдите в них ошибки и составьте правильно.
Заяц гонится за волком.
2 Малыш учит маму ходить
3. Ослик едет на мальчике
4. На чашке стоит тумбочка
5. Мышка охотится на кота
6. Стол стоит на тарелке- Ребята, мы справились с заданием.
Ребята идем дальше?(звучит аудиозапись)
– Ребята, посмотрите, какой огромный гриб. А за ним что-то лежит. Оказывается, это книга, которую потерял заяц. Рассматриваем книгу, узнаем ,что это книга про Зайца-Хваста.
А помните мы эту сказку с вами читали, давайте ее вспомним.
Жил в лесу заяц.Хваста.Вот бывало соберет зайцев и давай рассказывать:
– У меня не усы, а уси́щи, не лапы, а ла́пищи, не зубы, а зуби́щи – я никого не боюсь.
Зайцы рассказали тётке вороне про эту хвасту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его .
– Тётка ворона, я больше не буду хвастать!
– А как ты хвастал?
– А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
– Больше не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай трепать, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. А заяц от собак убежал.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!
Давайте поиграем
Физминутка.
Дети: Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали
Ребята, а теперь давайте попробуем пересказать сказку. Мы с вами умеем пользоваться подсказкой из значков? У сказки есть начало, середина и конец сказки. Кто попробует первый , кто смелый?
Рефлексия.
А теперь я предлагаю вам встать в круг и поделиться своими впечатлениями.