Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята послушайте и отгадайте загадку:
Мудрый взгляд, густая грива,
Величава и красива.
Бьет копытом, хвост струится,
Словно ветер быстро мчится. (Лошадь)
Воспитатель: Верно, это лошадь. А лошадь - это домашнее или дикое животное? (Ответы детей)
Воспитатель: Какую пользу приносит человеку лошадь? (Ответы детей)
Воспитатель: Как человек заботится о лошади? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня на занятие я принесла картину, по которой мы будем составлять рассказы.
Выставляется картина «Лошадь с жеребенком»
Беседа по вопросам:
Воспитатель: Кто нарисован на этой картине? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно назвать лошадь и жеребенка? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно назвать картину? (После ответов детей дается название картины)
Воспитатель: Рассмотрим лошадь на картине, какая она? (Большая, коричневая, красивая)
Воспитатель: Какая у лошади шерсть? (Красивая, коричневая, блестящая.)
Воспитатель: Ребята, у лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами чёлка, большие глаза, длинная шея, на шее грива.
Воспитатель: Сравните лошадь с жеребенком: чем они отличаются друг от друга?
Воспитатель: Лошадь большая и сильная, а жеребенок (маленький и слабый).
Воспитатель: У лошади длинный хвост, а у жеребёнка (короткий).
Воспитатель: Ноги у лошади прямые, сильные, с крепкими копытами. У жеребенка ноги тоненькие, резвые, с белыми пятнышками возле самых копыт. Что у них общего? (Шерсть у жеребёнка и у лошади гладкая, блестящая, короткая).
Воспитатель: Где живет лошадь? (Ответы детей)
Воспитатель: Что она делает? (Ответы детей)
Физкультминутка «Лошадки»
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой!
(Руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна.
(Плавное разведение рук в стороны)
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица! (Наклоны вперед)
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной! (Притоптывает ногой)
Поскакали домой
Гоп – гоп – гоп – гоп - гоп! (Прыжки на месте)
Игра «Какая она?»(с мячом)
Воспитатель: У лошади длинные ноги, значит она (длинноногая)
Воспитатель: У лошади большие глаза, значит она (большеглазая)
Воспитатель: Лошадь живёт рядом с домом человека, значит она животное (домашнее)
Воспитатель: Лошадь питается травой и овсом, значит она (травоядная)
Воспитатель: У лошади грива блестит, значит она (блестящая)
Воспитатель: Собака лает, кошка мяукает, а лошадка (ржёт)
Воспитатель: У коровы - телёнок, у лошади … (жеребёнок)
Воспитатель: Корова живёт в коровнике, куры - в курятнике, а лошадь (конюшне)
Составление рассказа по картине.
Примерный рассказ.
Воспитатель: Это лошадь Рыжуха. У нее есть маленький рыжий жеребенок. Рыжуха — большая, коричневая и красивая. А жеребенок еще маленький. У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами чёлка, большие глаза, длинная шея, на шее грива, хвост длинный. А у жеребенка хвост короткий. Ноги у лошади прямые, сильные, с крепкими копытами. У жеребенка ноги тоненькие, резвые, с белыми пятнышками возле самых копыт. Шерсть у жеребёнка и у лошади гладкая, блестящая, короткая.
Живет Рыжуха с жеребенком в конюшне.
Воспитатель: Дети составляют рассказ. Выслушиваем 4-5 детей.
Воспитатель выделяет те рассказы детей, в которых дети дали интересные описания и сравнения.
Воспитатель: Послушайте скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит».
Проговариваем несколько раз, при этом четко артикулируя и ускоряясь в темпе.
Воспитатель: Послушайте стихотворение
«Жеребенок»
Жеребёнок на лугу
Прыгает, резвится,
А у лошади в глазах
Доброта искрится.
Мчится быстрою стрелой
Длинноногий, тонкий,
И на шее у него
Колокольчик звонкий.
Ветерку и маме рад,
Солнечный ребёнок,
Беззаботный, озорной,
Милый жеребёнок. (Галина Васютинская)
Игра «Живые слова»
Воспитатель вызывает пятерых детей. Каждому из них он говорит, каким словом ребенок будет: очень, лошади, есть, овес, любят. Затем воспитатель предлагает детям-«словам» по очереди назвать себя.
Воспитатель: Правильно, не получилось, потому что «слова» заблудились, стоят не по порядку, и непонятно, что они говорят про лошадей. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое слово надо переставить? (Ответы детей)
После «чтения» детьми первого получившегося предложения воспитатель уточняет, что получилось именно предложение, и произносит его.
Затем педагог предлагает из этих же слов составить другие предложения. Варианты предложений:
Лошади очень любят есть
Очень любят лошади есть овес.
Овес очень любят, есть лошади.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: О ком составляли рассказ? (Ответы детей)