kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию речи в средней группе рассматривание картины "Кошка с котятами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие по развитию речи в средней группе,рассматривание картины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в средней группе рассматривание картины "Кошка с котятами"»

ОД по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины «Кошка с котятами»


Цель: развитие речи дошкольников средствами ознакомления с окружающим.

Программные задачи:

Обучающая:

- пополнить и активизировать словарь детей;

- закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания; - формировать умение внимательно рассматривать картину;

- продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности, использовать;

средства интонационной выразительности в процессе общения

- формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

Развивающая:

- развивать у детей: память, внимание, мышление, речь;

- умение делать элементарные выводы и умозаключения.

- развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.

Воспитательная:

- побуждать детей отвечать на вопросы;

- воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, учить бережно относиться к животным; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Методы и приёмы:

Наглядный: Наборы разрезных картинок «Животные и их детеныши», рассматривание картины.

Словесный: Беседа по картине, вопросы.

Практический: Игровые упражнения, рассказывание по картине.

Предварительная работа: Наблюдение за кошкой и собакой на территории детского сада, составление описательного рассказа об игрушке, беседа «Домашние животные - наши друзья», рассматривание иллюстраций открыток домашних животных, рассматривание картины «Собака со щенятами»; дидактические игры «Кто где живет», «Животное домашнее или дикое», «Большие и маленькие», «Помоги найти маму»; игры – импровизации, рисование «К нам пришла кошка и оставила следы»; сюжетно – ролевые игры «Зоопарк», «Путешествие в лес», «Ферма»; чтение худ. литературы В.Сутеев «Кто сказал мяу», С.Маршак «Кошкин дом», подвижная игра «Мыши в кладовой», «Лохматый пес».

Оборудование для педагога: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – Кошка-мама, котенок, рисунок – схема «лес», «дом», салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами», наборы разрезных картинок «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши».

Оборудование для детей: атрибуты – шапочки котят.

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

    Содержание ОД

    Образовательные задачи (вид деятельности)

    Формы работы

    Наличие

    средства

    у детей

    Система знаний и ценностные ориентации

    Комментарий

    В: Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, братик или сестренка. Ведь так? Вы их любите? А за что вы их любите?

    - А животных как вы думаете, нужно любить?

    - А каких животных вы знаете?

    - У кого дома есть животное?

    - Как вы его любите?

    - Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как-то по тропинке, медленно иду, и вдруг…(снимаю салфетку, а под ней рукавичка).

    «Ой! Что за хатка невеличка?

    Из овчинки рукавичка!

    Плачет кто-то.

    Слышу я!

    Не помочь ли, нам, друзья?»

    - Кто же там может плакать? (ответы детей)

    (достаю из рукавички котёнка)

    - Ребята, кто это?

    - Интересно, почему котенок плачет? Спросите у котенка, что у него случилось?

    (дети задают вопрос)

    К. (В): Я маленький, глупенький, многого не знаю, часто всё забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Ребята, пожалуйста, помогите мне найти мою маму.

    В: Ребята, хотите помочь котенку? А сможете?

    Формирование умения общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; воспитывать у детей добрые чувства к братьям нашим меньшим и чувство сострадания к тем, кто попал в беду, желание оказывать помощь;

    воспитывать интерес к познанию окружающего мира.









    Словесный (рассказ)

    Слово



    Активное взаимодействие ребенка со взрослым. Владеет устной речью, используя ее для построения речевого высказывания в ситуации общения.

    Перед детьми ставится проблема из уст персонажа – котенка. Воспитатель помогает детям сформулировать свои цели в понятиях, связанных с сопереживанием, сочувствием, с познавательным интересом.



  2. Основная часть (содержательный, деятельный этап)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

  1. Актуализация знаний - дидактическая игра «Помоги найти маму».

На магнитной доске вперемешку картинки домашних и диких животных, схематическое изображение елочек и дома; отдельно картинки детенышей животных.

В: Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать котенку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы - козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, котенок, мама кошка. Вы домашние животные. Ступай, котенок, к домику. Мама-кошка тебя, наверное, обыскалась, и больше не теряйся!)

В: - Ребята, вы смогли помочь котенку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли котенку найти маму! А теперь мне хотелось бы познакомить вас с семьей нашего нового друга. Хотите?

(Воспитатель выставляет на доску картину «Кошка с котятами».) В: Ребята, кто изображен на картине? (кошка и котята) Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья) В: Ребята, а не хотели бы вы сейчас превратиться в котят и немного отдохнуть? Для этого нам понадобятся шапочки котят. А я буду ваша Кошка-мама. Физминутка. Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки) Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух, (повернуть голову вправо) Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (соответствующие движения и мимика)

Фонограмма кошки-мамы. В: Ребята, чей голос мы слышим? (Кошки) В: Она вас благодарит, что помогли ее котенку. А знаете о чем она вас просит? Кошка-мама просит вас рассказать о ней и ее котятах. Ей будет очень интересно услышать рассказ про ее семью. Ну что порадуем кошку-маму? (Да) В: Давайте, обратим внимание на картину и внимательно ее рассмотрим. (делаю паузу, дети рассматривают). Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, усатая, с красивой полосатой шерсткой ). Что делает кошка? (лежит, отдыхает) Какое имя можно дать кошке? (Мурка) В: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы держим на руках котенка, погладьте его. Что вы чувствуете? Он какой? (маленький, мягкий, пушистый)

Как кошка и котята мурлыкают? ( Муррр-мурр), Сколько котят изображено на картине? (хоровые ответы) Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три. У кошки трое котят. Что делает этот котенок? (играет с клубочками) Какое имя можно ему дать? (Васька)

Что делает этот котенок? (лакает молоко; сидит возле блюдца с молоком) Какое имя дадим ему? (Пушок) Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает; дремлет) Давайте ему придумаем имя? (Соня) Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

А теперь подумайте, где котята могли взять клубочки? (Бабушка вязала шарф и уснула, а котята клубочки укатили)

Что она скажет котятам, когда вернется? (Какие балованные котята, вот я вас накажу, не дам молока.


Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

В: Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Тот, кто поймает мяч, дает ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей. В: Ребята, мы с вами рассматривали картину, которая называется «Кошка с котятами». Но надо не забывать, что мы хотели порадовать Кошку-маму своими рассказами. В: Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Какими словами можно начать рассказ? (На картине изображены и т.д.) В: Ребята, если вы не против, то я первой начну свой рассказ. В: На картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, красивая и пушистая. У нее острые ушки, зелёные глаза, длинные усы и полосатая шерстка. Кошка лежит на коврике и смотрит на своих котят. Маленький пестрый котёнок Соня наелся и спит возле мамы. Его глазки крепко закрыты. У него белые лапки, коротенький хвостик, и острые ушки. Второй котёнок Васька-озорник катает клубок ниток лапами. Он очень забавный и красивый. Шерстка у него белая с серыми пятнами. Рыжий котёнок с белыми пятнышками сидит возле блюдца с молоком. Его зовут Пушок. Мне понравилась картина, потому, что котята получились забавные и смешные. ( показываю детям, какова последовательность изложения) В: Ребята, а кто из вас хочет рассказать Кошке - маме о ее семье, глядя на картину? Я вам буду помогать. (Дети по очереди составляют 3-6 рассказов. Выслушиваю рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию)

Закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, уточнять место их обитания;

развивать у детей: память, внимание, мышление, речь; умение делать элементарные выводы и умозаключения.







































Развивать координацию движения с речью, формировать самостоятельную саморегуляцию в двигательной сфере.

Совершенствовать слуховое восприятие, внимание. Тренировка и укрепление мышц органов зрения.






















Формировать умение внимательно рассматривать картину;

развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, мышление, внимание; побуждать детей отвечать на вопросы;









































Закреплять знания по подбору глаголов, обозначающие характерные действия животного.











Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности, использовать средства интонационной выразительности в процессе общения; формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.




Наглядный (дидакт. пособие)


Словесный (беседа)

Практический (игровое упражн.)







































Физкульт-минутка

произвольная двигательная активность


























Наглядный

Словесный

(рассматривание сопровождаемое вопросами к детям)










































Практический

(игр.упр)













Словесный

(беседа)


Практический

(рассказывание по картине)

Слово

















































Игровые двигательные действия

Слово



























Слово

















































Игровые действия

Слово











Слово


Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность. Определяет, какими знаниями он владеет, какое действие необходимо выполнить для решения поставленной задачи.



































Ребенок овладевает основными двигательными навыками




























Ребенок активно участвует в диалоге с воспитателем; пополняет и активизирует словарь;

описывает объекты и действия, изображенные на картине)






































Ребенок активно участвует в диалоге с воспитателем; пополняет и активизирует словарь;









Ребенок владеет устной речью, использует ее при составлении рассказа по картине.

Воспитатель организовывает дидактическую игру и слушает ответы детей, которые анализируются с учетом поставленных задач.








































Для повышения и удержания умственной работоспособности

воспитатель обеспечивает кратковременный активный отдых для детей во время занятия, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.











Воспитатель с помощью фонограммы поднимает интерес у детей, создает определенное настроение. Затем путем вопросов привлекает детей к активному выражению своих впечатлений.

побуждает детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное;

помогает ребенку проанализировать сюжет картины; активизирует знания детей об окружающем.























Для повышения и удержания умственной работоспособности

воспитатель обеспечивает кратковременный активный отдых для детей во время занятия.





Воспитателем

созданы условия для формирования самостоятельного мышления детей. Все моменты ОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Отрабатываются навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать воспитателя. Воспитатель старается видеть каждого ребенка, группу в целом, своевременно оказывает помощь детям.
















3.Заключительная часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))

Содержание ОД

Образовательные задачи

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

В: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Чем мы занимались на занятии?

Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали?

А чей рассказ вам понравился больше всего?

А почему именно этот рассказ вам запомнился?

А как нужно рассказывать по картине, чтобы

рассказ был интересным? Молодцы!

Фонограмма Кошки-мамы.

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (достаю мягкую игрушку - кошку из-за доски)

Да это наша кошка из картины сама пришла вас поблагодарить за ваши рассказы. А пришла она не с пустыми лапками, а с раскрасками «Животные и их детеныши».

В: Давайте поблагодарим кошку-маму за подарки. ( Спасибо)

Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто - то из вас еще порадует её, рассказав о том, какая она и ее котята красивые.

Подведение итогов деятельности.

Словесный

(беседа)

Слово

Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет инициативу в обсуждении.

Воспитатель совместно с детьми осуществляет оценку работы на занятии. Детям предлагается восстановить весь ход решения поставленной задачи с помощью вопросов воспитателя.

Воспитатель создает предпосылки

для повторного рассматривания картины (знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз)









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колганова Юлия Александровна

Дата: 22.04.2023

Номер свидетельства: 630158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства