Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Знатоки родного языка»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Знатоки родного языка»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписями, звездочки-награды, эмблемы для детей, медали для награждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Знатоки родного языка»»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Знатоки родного языка»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписями, звездочки-награды, эмблемы для детей, медали для награждения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ведущий: Какое у вас настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра- начинается игра Жа-жа-жа- есть иголки у ежа Са-са-са- под кустом сидит лиса На-на-на- на дворе сейчас весна Ша-ша-ша- мама моет малыша Ар-ар-ар- кипит наш самовар
Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь Та-та-та- у нас в доме чистота.
Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка».
Хотите в нее поиграть?
А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)
А что такое родной язык? (Ответы детей.)
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. (Дети садятся полукругом за столы)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.
Начинаем нашу игру!
Поиграем в игру «Задавалки». Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие). Назовите первый и последний звук в слове «платок». Сколько звуков в слове «кот»? Назовите гласный звук в слове «мак». Назовите все звуки в слове «соль». Сколько звуков «к» в слове «кружка»?
Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
1 команда 2 команда
Большой – маленький Мягкий – твердый
Жара – Холод Тяжелый – легкий
Светлый – темный Ложиться – вставать
Грязный – чистый Говорить – молчать
Добро – зло Широкий - узкий
Высокий - низкий Короткий - длинный
Быстрая – медленная Толстый- худой
Подниматься- спускаться Вверх- вниз
Чистый- грязный Мокрый – сухой
Вперёд-назад Проиграл – выиграл
Ведущий: С заданием справились, давайте немного отдохнем!
ФИЗМИНУТКА
Вот ученикам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойно подышать.
Ведущий: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:
Бабушка девочку очень любила, Красную шапочку ей подарила, Девочка имя забыла своё, Ну, отгадайте, как звали её?(Красная шапочка.)
Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Мудрецы»
Дом (домик, домище)
Забор (заборчик, заборище)
Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
Глаз (глазик, глазище)
Пакет ( пакетик, пакетище)
Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Знатоки»
Мороз (морозик, морозище)
Комар (комарик, комарище)
Сапог (сапожок, сапожище)
Сугроб ( сугробик, сугробище)
Хвост (хвостик, хвостище)
Человек (человечек, человечище)
Физкультминутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (водяной)
«Где спрятался звук?».
Дети определяют позицию звука «и» в словах:
Мудрецы: сани, иволга, помидор, нитки.
Определяют позицию звука «о» в словах:
Знатоки: волк, облако, метро, автобус.
Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, кто из сказочных героев отправил следующее задание? С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В деревянный балаган. Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка? Дети: Буратино!
"Подбери слово": детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него
команда. 2 команда.
1. ма- 1. ли-
2. ры 2. зи-
3. ва- 3. си-
4. лу- 4. пи-
5. ро- 5 ки-
Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?
Бабушка в лесу живёт, Травы-зелье собирает, Пол в избе метлой метёт. В ступе по небу летает, Из кости её нога. Эту бабу звать… (Яга)
Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»
Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.
«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»
(Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов.)
Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
1 задание «Выберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда»
Команда получает звезду за правильный ответ (на листочке)
2 задание «Составить предложение по схеме»(по картине)
Команда получает звезду за правильный ответ.
Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: «Видеосообщение от Царицы Русского языка». Давайте похлопаем.
Царица Русского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:
Он могучий и великий,
Кучу делает открытий.
Им приятно изъясняться
И писать, и пообщаться.
Он дружить нам помогает
И на песни вдохновляет,
С ним любой вопрос решу –
Даже стих на нем пишу!
Говорить на нем привык –
Русский мой, родной…. (язык)
- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.
Ведущий: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!
«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
Ведущий: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?