Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Летние истории»
О. О. Речевое развитие
Подготовила: воспитатель
Боброва Е. И.
Выкса, 2022
Программное содержание.
Помогать детям составлять рассказы из личного опыта. Учить подбирать существительные к прилагательным. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Формировать понятие «звук».
Предварительная работа.
«Школьникам задают домашние задания, — говорит педагог, — и я тоже хочу дать вам задание на дом. Вспомните какой-нибудь интересный случай, который произошел с вами летом. Можно посоветоваться с родителями».
Оборудование.
Воздушный шар.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Педагог вносит воздушный шар, сообщает. Что сегодня праздник – «День знаний».
Упражнение на развитие речевого дыхания «Надуваем шарик».
И. п. – стоя, рука лежит на верхней части живота. Вдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе – опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. Рука контролирует правильное выполнение упражнения.
Воспитатель произносит: Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
II Основная часть.
-Какое сейчас время года? Какое время года было перед осенью? Назовите летние месяцы. Сегодня мы заслушаем ваши летние истории. Но сначала подумайте о том, как начать рассказ. Какие будут предложения?
Педагог выслушивает детей и оценивает их ответы. Напоминает, что надо контролировать свою речь, избегать повторов и лишних, ненужных слов.
Воспитатель может предложить детям свою летнюю историю в качестве образца.
Затем заслушивается 3-4 рассказа.
Упражнение на координацию речи и движения.
Раз-два, раз-два, (наклоны туловища)
Замелькали пятки. (бег на месте)
Как чудесно босиком (бег на носках)
Бегать на зарядке!
Умеют все ребятки (соответствующие
С носочков встать на пятки. движения)
Вздохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Заслушиваются 3-4 рассказа.
Воспитатель предлагает детям выполнить дидактическое упражнение «Подбери слово», предварительно сообщив, что остальные летние истории будут обязательно заслушаны позже:
-Русский язык очень богат. Как вы думаете, чем он богат? Деньгами? Драгоценными камнями? Русский язык богат разнообразием слов. К одному и тому же слову можно подобрать много других слов. Например, я произнесу слово летний, а вы добавите... (день, вечер...) Летнее… (солнце, утро, настроение…), летняя… (одежда, погода…), летние… (дожди, цветы…). Какие слова можно подобрать к слову школьный (бал), школьная (форма, тетрадь…), школьное (платье), школьные (принадлежности, задания…)?
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
-Вы готовы стать школьниками? Проверим. Знаете ли вы названия своих пальцев?
5 пальцев на руке своей
Назвать ты правильно сумей.
Этот пальчик боковой, (су-джок,
Называется большой. массировать
Этот пальчик – указчик старательный, пружиной
И называется он указательный. называемый
Этот пальчик как раз посередине, палец)
Средний - даю ему имя.
Совсем как в семье – братец младший, любимчик,
По счету он пятый, зовется мизинчик.
Заслушиваются 3-4 рассказа.
Игра «Молчанка» (послушать звуки на улице, в коридоре, в группе, на кухне, в музыкальном зале).
Правило: «Звуки мы слышим».
Заслушиваются 3-4 рассказа.
III Итог.
Педагог подводит итоги. Спрашивает, понравились ли детям рассказы, что понравилось на занятии? Что не понравилось?