· Развивать грамматический строй речи: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег - снежок, лед - ледок, снежинка - снежиночка).
· Воспитательные задачи:
· Воспитывать любовь к родной природе, красоте зимнего времени года.
· Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.
2. Оборудование и материалы:
· Репродукция картины с зимним пейзажем (например, И. Грабарь «Февральская лазурь» или подходящая иллюстрация).
· Игрушка или картинка «Зима» (красивая сказочная женщина в бело-серебристом наряде).
· Корзинка с «волшебными» снежками (комочки ваты или белой бумаги).
· Вырезанные из бумаги снежинки на ниточках (по одной на ребенка).
· Аудиозапись спокойной инструментальной музыки (П.И. Чайковский «Времена года. Январь»).
3. Ход занятия:
(I) Организационный момент (2-3 минуты)
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года мы сегодня будем говорить:
Раскололся лёд на речке,
Снег кружится, что за дверкой?
Дни короче, ночи длиннее,
Кто скажите, будьте смелее?
(Зима)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сегодня к нам в гости пожаловала сама Зимушка-зима! (Показывает игрушку или картинку). Она принесла нам много интересных заданий.
(II) Основная часть (12-15 минут)
1. Беседа о зиме.
Воспитатель: Зимушка-зима хочет узнать, хорошо ли вы знаете ее приметы.
· Какая стала погода зимой? (Холодная, морозная).
· Что покрыло землю? (Снег, лед).
· Что происходит с реками и озерами? (Они замерзают, покрываются льдом).
· Как дует зимний ветер? (Сильно, холодно, злится). А как называется снег с ветром? (Метель, вьюга, буран).
· Во что одеваются люди зимой? (В теплую одежду: шубы, шапки, варежки, сапоги).
Воспитатель хвалит детей за полные ответы.
2. Дидактическая игра «Назови ласково».
Воспитатель достает корзинку с «снежками».
Воспитатель: Зима принесла волшебные снежки. Давайте с ними поиграем. Я буду бросать вам снежок и называть слово, а вы его поймаете и назовете это слово ласково.
· Снег – снежок.
· Лед – ледок.
· Снежинка – снежиночка.
· Холод – холодок.
· Сугроб – сугробик.
· Зима – Зимушка.
3. Рассматривание картины «Зимний пейзаж».
Воспитатель вывешивает репродукцию картины.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину, которую подарила нам Зима.
· Что вы видите на картине? (Лес, поле, снег).
· Какого цвета снег? (Белый, синий, серебристый).
· Что делают деревья? (Стоят в снежном уборе, спят).
· Какое небо? (Серое, голубое, пасмурное).
· Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину? (Спокойное, немного сказочное, зимнее).
Воспитатель помогает детям составить небольшой коллективный рассказ по картине (2-3 предложения).
Например: «Мы видим зимний лес. Пушистый снег покрыл землю и деревья. Стоит тихая, морозная погода».
4. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Воспитатель:* А теперь давайте согреем наши пальчики.
(Дети выполняют движения по тексту)
Раз,два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Шагают»указательным и средним пальцами по столу)
Бабу снежную лепили,
(«Лепят»комок двумя ладонями)
Птичек крошками кормили.
(Крошат хлеб всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладони на стол то одной,то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
(Стряхивают ладони)
Съели суп и спать легли.
(Движения ложкой,затем руки под щеку)
5. Дыхательное упражнение «Снежинка».
Воспитатель раздает детям снежинки на ниточках.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки упали с неба. Давайте подуем на них, как легкий зимний ветерок.
Воспитатель: Ребята, наши гости – Зимушка-зима и ее снежинки – очень довольны. Вы так хорошо рассказали о зиме, красиво говорили, играли. Зима дарит вам вот эти волшебные снежинки (раздает бумажные снежинки для раскрашивания), чтобы вы нарисовали их такими же красивыми.
Рефлексия:
· Вам понравилось наше путешествие в зимний лес?
· Что вам больше всего запомнилось?
· Какое задание было самым интересным?
Занятие плавно переходит в самостоятельную изобразительную деятельность (раскрашивание снежинок) под спокойную музыку.