kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Тема "Матрёшка- русская народная игрушка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию лесико-грамматического строя речи и развитию связанной речи. Тема "Матрёшка- русская народная игрушка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Тема "Матрёшка- русская народная игрушка".»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.

Образовательная область: коммуникация; познавательно-речевое направление.

Тема: «Матрёшка – русская народная игрушка»

Цель: развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Программные задачи:

Коррекционные: оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с ТНР (тяжелые нарушения речи). Воспитывать внимание к речи. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, конструктивный праксис. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных. Продолжать обучать детей планированию речевого высказывания. Упражнять детей в употреблении сложносочиненных предложений с противительным союзом «а». Продолжать учить детей подбирать рифму к словам. Осуществлять максимальный учет индивидуальных возможностей детей.

Образовательные: познакомить детей с историей русской игрушки матрешки.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, знакомить с русскими национальными традициями. Прививать любовь к народно-прикладному искусству.

Интегрируемые образовательные области: познание, социализация, ФЦКМ, ХТ.

Предварительная работа: посещение музея детства: выставки кукол, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, коллекций матрёшек, знакомство с разными видами росписи матрёшек, продуктивная деятельность детей на занятиях по ХТ, дидактические, речевые, подвижные, темпо-ритмические игры в НОД.

Оборудование.

Демонстрационный материал: игрушка – матрёшка; шкатулка, пособие «Найди двух одинаковых матрёшек», три матрёшки с разным наполнением для игры « Что ела матрёшка?»

Раздаточный материал: карточки по количеству детей с изображением контуров матрешек, наложенных друг на друга; пособие «Ниткослож» по количеству детей, матрёшки на каждого ребёнка для поощрения в конце занятия.

ИКТ: ноутбук, компьютерная игра « Логоритмика. Развитие ритмических движений и речи у детей с заиканием» Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко М. 2011 г.

Ход занятия:

Организационный момент:

Детям предлагается отгадать загадки:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются — … (матрёшки).

А. Гришин

* * * * *

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

В одной кукле – кукол много,

Так живут они — друг в дружке,

Их размер рассчитан строго -

Деревянные подружки.

Логопед: Правильно, это загадки про матрешку. Сегодня мы с вами поговорим про эту удивительную деревянную игрушку. ( Вносится игрушка – матрешка).

Матрешка, которая пришла сегодня к нам в гости необычная: в каждой матрешке прячется задание. Для того, чтобы раскрыть матрешку нужно это задание выполнить.

Часть 2. Воспитывать умение внимательно слушать речь взрослого, запоминать услышанное.

Задание 1: внимательно послушать историю происхождения матрешки, постараться её запомнить.

«Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — неизвестный русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний.

Так же существует легенда о том, что богатый русский купец привёз из далёкой страны Японии деревянную игрушку с секретом. А секрет заключался в том, что в одной деревянной фигурке старика Фукурума пряталась вся его семья. Эта игрушка заинтересовала художника Сергея Мамотина. Но он нарисовал, создал эскиз своей игрушки: круглолицую крестьянскую барышню в цветастом платочке. Да еще пририсовал ей в руки черного петуха. По рисункам художника токарь из Подмосковного города Подольска В.П.Звездочкин выточил первую матрешку. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые так же были разъёмными и полыми, т.е. пустыми.

Таким образом, до сих пор нет точного ответа на вопрос о происхождении матрешки, потому что произошло это событие, очень давно, более ста лет назад.

Название деревянной куклы произошло от женского имени Матрёна, распространенного в то время в России.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью у иностранцев. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины.

Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ. Поэтому мы можем открыть самую большую матрёшку и прочитать следующее задание».

Часть 3: Развивать словарный запас детей. Учить согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.

Задание 2. Вносится шкатулку «Красивых слов». Нужно подобрать «красивое» слово (слово – признак) про матрёшку. Если слово подобрано правильно, крышка шкатулки открывается, ребенок может «положить» в шкатулку свое слово. Если слово подобрано неправильно, крышка шкатулки не открывается. Примерные слова: деревянная, русская, разноцветная, румяная, весёлая, красивая, сказочная, синеглазая, чернобровая, любимая, большая, маленькая, круглолицая, яркая, раскладная, великолепная, ценная, волшебная. Задание выполнено. Открывается вторая матрешка.

Часть 4: Развивать зрительное восприятие. Учить согласовывать числительное с существительным «матрешка».

Задание 3: Посчитай, сколько матрешек нарисовано на карточке. (Одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки, четыре матрёшки, пять матрешек, шесть матрешек…). Молодцы, ребята. Все просто отлично справились с заданием. Открывается третья матрешка.

Часть 5: Динамическая пауза. Продолжать работать над координацией речи с движением. Знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Задание 4: Музыкальная игра – инсценировка «Весёлые матрёшки». Муз. Ю.Слонова, сл. Л.Некрасовой.

Куплет 1

Мы – весёлые матрёшки,Палец правой руки держат на щеке,

Левая поддерживает правую под локоть.

Ладушки – ладушки! Качают головой в стороны.

На ногах у нас сапожки, Выставляют ногу на пятку.

Ладушки, ладушки!

Куплет 2

В сарафанах наших пестрых, Руки вниз, разведя ладони в стороны.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи словно сёстры, Прислонились головами в парах.

Ладушки, ладушки!

Куплет 3

Завязали мы платочки, Взялись за концы платков под

подбородком.

Ладушки, ладушки! Наклоняют головы в стороны.

Раскраснелись наши щёчки, Потирают ладонями щёки.

Ладушки-ладушки!

Часть 6: Развивать логическое мышление, умение формулировать сложносочиненное предложение с противительным союзом «а».

Задание 5: «Найди одинаковых матрёшек». Дети находят двух одинаковых матрёшек , сравнивают с другими. Открывается четвёртая матрёшка.

Часть 7: Развивать мелкую моторику рук. Развивать конструктивный праксис и зрительное восприятие.

Задание 6: «Ниткослож». У каждого ребенка карточка, покрытая бархатной бумагой. Предлагается из шерстяной нитки выложить контур матрёшки. Затем ответить на вопрос: на что похожа твоя матрёшка? Примерные ответы детей: Моя матрешка похожа на лампочку( на грушу, на гирю, на гантелю, на воздушный шарик, на авокадо, на маленькую тыкву).

Открывается пятая матрёшка.

Часть 8: Упражнять детей в образовании относительных прилагательных. Развивать слуховое восприятие.

Задание 7: Игра « Что ела матрёшка?» Угадайте, что матрёшка ела на завтрак: гречку, фасоль или манку.

Внутри у матрешек гречка, фасоль, манная крупа. Ребенок по звуку при встряхивании угадывает, что у матрёшки внутри и называет, что из этого продукта можно приготовить. Например: из манки можно сварить манную кашу.

«А какую кашу можно сварить из гречки? – Гречневую кашу. Как будет называться суп из фасоли? – Фасолевый суп».

Часть 9: Упражнять детей в умении подбирать рифму к слову.

Задание 8: Стихи – договорки. Сейчас мы с вами превратимся в поэтов. Будем подбирать рифму к слову, так, чтобы получились стихи.

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький … (платочек),

Платьице в … (цветочек),

Пухленькие крошки —

Русские … (матрешки).

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок … (сбегаются),

Прячутся друг в дружке

Шустрые … (подружки).

Т. Лисенкова

* * * * *

Очень любят все матрешки

Разноцветные … (одежки):

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и … (красиво).

Они игрушки знатные,

Складные и … (ладные).

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень… (нравятся)!

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и … (румяных),

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками … (зовут)!

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на …. (окошко),

Чтоб смогли они … (гулять),

Потому что у матрёшек

Почему- то нету … (ножек).

Открывается восьмая, самая маленькая матрешка.

Часть 10: Итог занятия.

Вот мы и открыли всех матрешек. Посмотрите, какие они красивые, расписные. Похожи друг на дружку как сестрички. Все ребята молодцы!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вотрина Вера Вячеславовна

Дата: 02.09.2018

Номер свидетельства: 476986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства