Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию "Посев семян"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Посев семян»
Конспект занятия
по познавательному развитию
в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Посев семян цветов и овощей на рассаду»
1. Воспитатель: Хусаинова Римма Рафиковна
2. Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Предмет: познавательное развитие
3. Место и роль занятия в изучаемой теме : обобщение материала по лексической теме «Времена года. Весна».
4. Цель занятия : уточнение представлений детей о характерных признаках времен года; расширение представлений о труде людей весной; освоение способов посева семян на рассаду.
Задачи:
Образовательные: способствовать обогащению представлений о труде людей весной, о посеве семян на рассаду; закреплять знания о назначении отдельных предметов (лопатка, лейка, метка для бороздок); расширять и активизировать словарный запас по теме.
Развивающие : развивать интерес, любознательность и позитивную мотивацию; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать; развивать речевое дыхание; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать диалогическую речь; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Воспитательные: воспитывать чувство уважительного отношения к труду взрослых, чувство товарищества; аккуратность; бережливость; способствовать получению эмоционального отклика на предлагаемые ситуации, упражнения, игры, беседы; воспитывать потребность в речевом общении.
5. Дидактические средства:
Для воспитателя: ноутбук, демонстрационный экран, проектор, слайдовая презентация «Четыре времени года» с музыкальным сопровождением, игра - загадка «Доскажи словечко», фонограмма для игры с движением, слайдовая презентация с алгоритмом посева семян «Что сначала, что потом», схемы – карточки «алгоритм подготовки рабочего места», фартук, головной убор.
Для детей (на подгруппу из 8 человек) :
- фишки с условными обозначениями (4 фишки коричневого цвета и 4 фишки зелёного цвета, фартук (8 шт., головной убор по типу шапочки - берета (8 шт.); столы, клеёнки на стол, стулья по количеству детей; таз с землёй для рассады (2 шт., лопатка (8 шт., метка для бороздок (8 шт., лейка (8 шт., стаканчик под землю (8 шт., тарелочка для рассматривания семян (8 шт., поддон для рассады (2 шт.); семена рассады овощей: капуста, кабачок, перец, томат; семена цветов: настурция, цинния, георгин, астра; карточки с условными обозначениями семян овощей и цветов.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, игровая, двигательная.
Активизация словаря: слова, обозначающие названия семян овощей и цветов (капуста, кабачок, перец, томат; настурция, цинния, георгина, астра); названия инвентаря для посадки семян (почва для рассады, метки для бороздки, лопатки, лейки); названия специальной одежды для работы с землёй (фартук, шапочка-берет).
Технологическая карта конспекта
Название этапа,цель, деятельность воспитателя, содержание этапа, деятельность детей
1. Мотивационно- проблемный
Цель:
мотивация на участие в образовательной деятельности 1.1. Предлагает детям поиграть:
- Раз, два, три, четыре, пять!
Предлагаю поиграть!
Словечко доскажите -
Время года назовите.
Загадывает загадки.
Задаёт уточняющие вопросы о характерных признаках каждого времени года.
Акцентирует внимание детей на занятиях, труде людей в соответствии с временем года.
1.2. Задаёт вопросы для размышления:
- Можно ли ранней весной получить урожай овощей на огороде?
- А цветы вырастут сейчас на клумбе?
- Почему?
- А что можно сделать весной, чтоб получить богатый урожай летом и осенью? Как вы думаете?
1.3. Предлагает принять участие в посеве семян на рассаду для дальнейшей высадки на грядки и на клумбу. Игра-загадка «Доскажи словечко» с использованием слайдовой презентации «Четыре времени года» :
1) Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето)
Занятия и труд людей летом :
катание на самокате, велосипеде, плавание в водоёмах, рыбалка, уход за посадками: полив, рыхление, прополка….
уборка снега, катание с горки, на санках, на коньках, лыжах….
4) Если солнце ярко светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер.
Значит, к нам пришла…. (весна)
Занятия и труд людей весной:
рыхление снега, запуск ручейков, посев семян овощей и цветов на рассаду….
1.1. Отгадывают загадки, называют времена года, перечисляют признаки, характерные для каждого времени года: лето, осень, зима, весна
1.2. Высказывают предположения о том, почему нельзя ранней весной посеять семена в землю на улице,но почему и как можно посеять семена на рассаду в помещении, а затем высадить на грядки и клумбу на участке детского сада.
1.3. Выражают желание принять участие в посеве семян на рассаду.
2. Деятельностный
Цель:
проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний 2.1. Предлагает рассмотреть семена овощей и цветов, пересыпав их из пакетиков в прозрачные стаканчики.
Обращает внимание на сходство и различие семян по форме, цвету, размеру.
2.2. Задаёт вопрос на уточнение:
- Необходима ли специальная одежда для людей, которые сажают семена в землю?
- Какая спец. одежда у огородников?
Предлагает надеть фартуки и головные уборы.
2.3. Предлагает поиграть и движения повторять.
Речь с движениями под музыкальное сопровождение
- Из квадратных лоскутков
- Фартук новенький готов,
- Примеряю целый час,
- Надеваю – в самый раз!
2.4. Предлагает с помощью фишек разделиться на две подгруппы :
Первая: для посева семян овощей
Вторая: для посева семян цветов
Задаёт вопрос на уточнение:
- Как можно разделиться на подгруппы с помощью фишек?
2.5. Предлагает выбрать фишки с условным обозначением и объединиться в две подгруппы. Обследование объектов (семена)
Семена циннии - плоские, острые копьеобразные, треугольной формы и вытянутые с острым шиловидным хвостиком.
Семена настурции - большие, круглые, с бороздками.
Семена георгины - острые, треугольной формы и вытянутые
Семена перца - бледно-жёлтые, гладкие, плоские, слегка изогнутые.
Семена кабачка - плоские, беловатые или кремовые, небольшие, овальной формы, твердые.
Семена томата – мелкие, желтоватые, с ворсинками, треугольной формы.
Варианты жеребьёвки с помощью фишек:
- по желанию;
- с закрытыми глазами;
- по выбору фишки из зажатой руки;
- на ощупь из «чудесного мешочка»
и т. п.
- посев семян овощей
- посев семян цветов
2.1. Рассматривают пакетики с семенами, пересыпают семена из пакетиков в прозрачные стаканчики.
Исследуют объекты (семена, высказывают свои предположения, обосновывая свой ответ).
Делают выводы: семена бывают разные по форме, по цвету, по размеру.
2.2. Отвечают на вопросы.
Надевают фартуки и шапочки – береты, помогают друг другу.
2.3. Выполняют действия в соответствии текста:
- руками, согнутыми в локтях показывают стороны квадрата;
- ходьба на месте;
- выполняют «пружинку» с поворотом вправо-влево;
-вытягиваю прямые руки перед собой, показывая «Класс!».
2.4. Предлагают варианты жеребьёвки.
2.5. Распределяются по группам.
3. Самостоятельное применение нового на практике
Цель: овладение способами действия, применение полученных умений, представлений
3.1. Предлагает приготовить рабочее место в соответствии со схемой-карточкой (алгоритм)
3.2. Показывает слайдовую презентацию способа посева семян.
3.3. Предлагает приступить к работе. Наблюдает за детьми. Направляет действия детей, обращает внимание на каждого ребёнка, решает конфликтные ситуации. Напоминает о подсказке - алгоритме посева семян. Алгоритм подготовки рабочего места
- накрыть столы клеёнками,
расставить тазики с землей, разложить совочки, расставить стаканчики, лейки с водой.
Слайдовая презентация с алгоритмом посева семян «Что сначала, что потом» :
1. Насыпать землю в стаканчики до условного обозначения.
2. Сделать небольшую лунку-бороздку специальной палочкой
3. Положить семена.
4. Засыпать лунку – бороздку землёй с помощью лопатки или совочка.
5. Полить.
6. Закрыть плёнкой, поставить стаканчики на поддон и на подоконник.
3.1. Обустраивают свое рабочее место
3.2. Рассматривают этапы посева семян с проговариванием действий.
3.3. Самостоятельно сеют семена: насыпают землю в стаканчики до условного обозначения; делают небольшую лунку - бороздку специальной палочкой; кладут семена; засыпают лунку-бороздку землей с помощью лопатки или совочка; поливают; закрывают плёнкой, стаканчики, ставят их на поддон и убирают на подоконник
4. Подведение итогов
Цель: анализ качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта.
4.1. Организует обсуждение выполненной работы по посеву семян
- Какие семена сеяли?
- Какие инструменты использовали?
- Чем насыпали землю?
- Чем делали бороздки?
- Зачем поливали?
- Что вырастит из семян, которые сеяли на рассаду?
4.2. Организует обмен мнениями:
- Кто помогал товарищу?
- Что больше всего понравилось?
- Кто сможет дома помочь посеять семена цветов или овощей на рассаду?
4.3. Предлагает принять участие в наведении порядка в группе Обсуждение форм участия в занятии :
- Игра-загадка «Доскажи словечко»
- Обследование объектов –рассматривание семян
- Подбор специальной одежды для выполнения посевных работ
- Речь с движениями под музыкальное сопровождение
- Алгоритм подготовки рабочего места
- Слайдовая презентация с алгоритмом посева семян «Что сначала, что потом»
- Посев семян
4.1. Проговаривают последовательность действий при выполнении работы.
Слушают высказывания других детей, не перебивают, задают вопросы.
4.2. Выражают желание повторить работу и поучаствовать в аналогичной работе (посев семян дома)
4.3. Участвуют в уборке инвентаря и наведении порядка в группе