Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе на тему: " Вежливость и этикет"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе на тему: " Вежливость и этикет"
В конспекте подготовлен материал для дошкольников о том, почему нужен этикет, какой он бывает, почему вежливость необходима каждому ребёнку, что значит вежливым человеком, во время занятия дети отгадывают загадки, рассматривают ситуации, приводят примеры из своих жизненных ситуаций, убеждаются, что вежливость нужна каждому человеку, а этикет - это правила воспитанных людей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе на тему: " Вежливость и этикет"»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Вежливость и этикет»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета, вежливости и воспитанности
Задачи:
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- раскрыть значение слова «Здравствуйте», « Будьте здоровы».;
- закреплять умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты);
- систематизировать правила доброго, вежливого поведения;
- обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим об этикете. Но, прежде чем начать разговор, давайте вспомним правила поведения на занятии. Дети: Внимательно слушаем, полно отвечаем на вопросы, не отвлекаемся и не разговариваем с соседом
Итак, Что же такое этикет? (ответы детей.)
Воспитатель: Да, вы правы, ребята. А всё, что вы сказали, мы сформируем одним предложением: «Этикет – это правила поведения, которые помогают поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения, и человек, соблюдающий этикет, приятен и интересен окружающим. Самое главное правило этикета – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали окружающие тебя люди с тобой. И помните, правила поведения – этикет – сопровождают нас повсюду. Он бывает разный : Есть этикет речевой.
Есть этикет телефонного разговора. Столовый этикет. Семейный этикет. Культура внешнего вида или искусство нравится окружающим. Этикет в общественных местах и в транспорте. Подарочный или гостевой этикет. Но мы с вами остановимся на речевом этикете, а точнее – на приветствии . Садитесь поудобнее и внимательно слушайте. Воспитатель: Каждое утро, когда мы встаём , одеваемся, то всем людям, которые нам с утра встречаются, мы говорим что ? Дети: « Доброе утро», « Здравствуйте», « Доброго здоровьица» Воспитатель: Молодцы, правильно сказали. Действительно, каждое утро и всё у нас начинается со слова «Здравствуйте». «Здравствуйте!» - хорошее, доброе слово! Сказав его, мы желаем человеку здоровья, хорошего настроения и удачного дня. Недаром, одно из правил вежливости , этикета, гласит: «Где бы ты ни был, с кем бы не встречался, обязательно сначала поздоровайся». У всех людей, живущих на Руси, был замечательный обычай, прекрасный обычай : здороваться со всеми, кто шёл тебе навстречу – со знакомыми и даже незнакомыми людьми. Давайте сейчас поздороваемся друг с другом. Представим себе, что мы идём по улице и нам встречаются разные люди.
(Дети встают в два круга, идут друг против друга. и здороваются друг с другом.)
Воспитатель: Понравилось ? Дети отвечают и продолжают здороваться. Воспитатель:Так приятно быть вежливым и желать человеку здоровья! Но, оказывается вежливым быть не так –то просто. Вот, встречали ли вы таких людей, которые не умеют здороваться Дети: Да, это наша Галя, она никогда не говорит слова приветствия. Воспитатель: Галя, это правда? Галя Да, не хочу говорить. Воспитатель: Ты у нас маленькая, не знаешь вежливых слов? Галя Знаю, но я стесняюсь.
Воспитатель: Стесняться не нужно, ведь ты своим приветствуем радуешь близких людей, своих друзей. Видишь, как они переживают, что ты не знаешь вежливых слов, это очень плохо. Но , ребята, я думаю, что наша Галя исправится и будет соблюдать этикет приветствия.продолжим знакомиться со словом «Здравствуйте!».
А сейчас давайте проигрываем ситуации:
Мужчина и женщина. Кто здоровается первый?
- Мужчина, но руку подает первой женщина.
Взрослый и ребёнок.
- Ребёнок, но руку протягивает первым взрослый или старший.
5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»?
Дети: В ответ на спасибо и если просим о чем-нибудь .
6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
Когда, по-вашему, это бывает?
Дети: Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.
Воспитатель: Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой, поэтому они и имеют свою волшебную силу Воспитатель: А вы знаете, что и животные, и морские обитатели тоже могут быть вежливыми,а чтобы в этом убедиться , попробуйте отгадать загадки.
2 .ЗАГАДКИ:
*Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «… » (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)
*К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «… » (До свиданья)
*Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «… » (Извини)
*Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «… » (Спасибо)
*Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала! »
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «… » (Пожалуйста)
*Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «… » (Поздравляем)
*Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «… » (Прошу прощенья)
*Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «… » (Добрый день)
*На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)
*Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «… » (Спокойной ночи)
*Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита) Дети: Отвечали весело и задорно. Воспитатель: Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием.
3. Игра «Вежливая просьба».
Воспитатель: Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
4. Дидактическая игра «Антонимы». Воспитатель: это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем? Злой - добрый, жадный - щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый - умный, страшный - красивый, грязный - чистый, жёсткий - мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый. Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы знаете много добрых, хороших слов. Мне очень понравилось, как вы справились с заданием, молодцы! А какие герои мультиков всегда были очень вежливыми и дружными. Дети : Кот Леопольд, Чебурашка, Львёнок и Черепаха. Леопольд - самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
Воспитатель:А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:
- Никогда не груби своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай прозвищ.
- Не толкайся и не дерись.
Игра: «Комплименты для друга».
Воспитатель: Я буду называть вам ситуации, а вы если согласны с моим утверждением хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами.
Никогда не делись игрушкой с другом.
Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
Не старайся всегда быть первым.
Злись и завидуй, когда проигрываешь.
Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
Никогда не уступай, спорь по пустякам.
Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
Умей принять помощь, совет и замечание друга.
Если друг попал в беду, не помогай ему.
Решай споры словами, а не кулаками.
Воспитатель: Молодцы , ребята, правильно и уверенно определили поступки вежливого и воспитанного человека .Не забывайте использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие и родные люди, ваши товарищи, пожилые люди, да и незнакомых достаточно много людей. Будьте взаимно вежливы и добры. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить и находиться рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.
Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбайтесь друг другу чаще!
Да ,ребят,а вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. И я надеюсь, что вам пригодятся в жизни волшебные слова.
Итак, наше занятие подошло к концу , скажите ,пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что, вам понравилось и запомнилось? Ответы детей
Воспитатель: А мне очень понравилось ,как вы сегодня а отвечали на занятии, хорошо себя вели ,были вежливыми и внимательными.. Я надеюсь, что вежливые слова и поступки по этикету вы не только запомнили , но чаще будете ими пользоваться в различных ситуациях.