Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема "Тайна зимних месяцев"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема "Тайна зимних месяцев"
занятие помогает детям хорошо усвоить названия зимних месяцев, узнать их прежние названия в народе, познакомить с различными зимними явлениями, которые характерны для определённого месяца, расширисть словарный запас детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема "Тайна зимних месяцев"»
Воспитатель Чикуленко НБ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром « Тайна зимних месяцев» в старшей группе « Радуга»
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Тема: «Тайна зимних месяцев»
Цель: Закрепить у детей представления о зиме, названии зимних месяцев, их особенностей .. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских писателей ,в народных пословицах и поговорках, прививать любовь к книге.
Программное содержание
Образовательные задачи: 1. Закреплять знания о зиме: знать основные признаки зимы, особенности названия зимних месяцев, любимые зимние игры , поговорки и пословицы о зиме. 2.Продолжать работать над умением отвечать на вопросы полными предложениями. 3. Расширять кругозор у детей с помощью литературных произведений, сказочных героев.
Развивающие: продолжать развивать внимание и наблюдения посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской природе в зимнее время , уметь видеть необычное в обычном ,присматриваться к русским народным приметам , находя их в народных произведениях.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.
Материалы и оборудование: иллюстрации с зимним временем года, книга «Сказочные загадки», иллюстрации с изображением русских народных сказок.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное сказочное путешествие , чтобы разгадать тайну зимних месяцев. Вы шли в детский сад, какая сегодня погода на улице? Дети: На улице очень холодно, люди одеты тепло: в шубах, сапогах, на руках рукавицы, варежки, надеты теплые штаны, лица красные, потому что кроме мороза, дует ветер. Богдан: Ну очень неприятная погода Воспитатель: А какой сейчас месяц идет? Дети: Февраль. Ветер дует каждый день, от этого ещё холоднее. Даже в стихотворении говорится, мы учили, дуют ветры в феврале. Воспитатель: Ну, молодцы, хорошо знаете признаки зимы. А кто мне назовёт зимние месяцы ? Дети: Декабрь, январь, февраль. Воспитатель: А чем вам запомнился каждый месяц зимы? Дети: В декабре было много снега, он был мягкий и пушистый. Мороз был сильный, снег под ногами скрипел, были настоящие сугробы, на речке, озере вода замёрзла , и мы катались на коньках. Мы лепили снежную бабу, играли в снежки, катались на санках . Воспитатель: А кто нам приносит снег? Какие сказочные герои помогают зиме в это время года. Дети: Снежная королева, снеговики, Снегурочка, Дед Мороз Воспитатель: Какие вы молодцы, так много знаете. Однако, чтобы разгадать тайну зимних месяцев, вы должны мне помочь. Поможете? Дети: Да! Воспитатель:Но сначала мне понадобится ваша помощь. Дело в том, что я забыла другие названия зимних месяцев и никак не вспомню. Я сейчас буду называть все названия месяцев, а вы мне поможете выделить те, которые относятся к зимнему периоду. Хорошо. Как только услышите название зимнего месяца , вы громко хлопаете в ладоши. Дети: Да
Игровое упражнение «Угадай месяц»(апрель, июнь,август,декабрь, июль, май, сентябрь, январь, ноябрь, март, октябрь, февраль. ( Дети дружно отвечают и верно называют зимние месяцы) Воспитатель:. Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц - декабрь, второй – январь и третий – февраль. Теперь можно начинать наше путешествие и найти разгадку зимних месяцев: почему они так называются.. (Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением декабря, читает стихотворение) У декабря полно забот – Как всё успеть не знает: Он провожает старый год И Новый год встречает! Воспитатель . Да, ребята, декабрь - первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колет.» - Как вы думаете, почему люди так говорили? Дети : В декабре наступают морозы, часто идет сильный снег, укрывая всю землю белым одеялом. И чтобы не застудиться, не замёрзнуть, люди одевались очень тепло, потому что можно было не только застудиться, но и замёрзнуть в такую зимнюю ночь. В сильные морозы на окнах, стекле, появляются морозные узоры. Воспитатель: Дети, а как вы понимаете слова «Лютый, студёный,»? Дети отвечают, рассуждают. .Воспитатель: Дети, а вы знаете, что у зимы есть любимые сёстры и их зовут Вьюга, Метель, Позёмка. Как вы думаете, почему их так называли? Дети: Когда идёт сильный снег, дует ветер, аж с присвистом, аж воет, вроде слышно «вью…вью…вью» в общем получается : вьюга. Так и метель : потому что – метёт…, позёмка – потому что по земле снег стелется, когда его мало, и наносит сугробы. Воспитатель: Всё верно, правильно рассуждаете. Вот одна из тайн зимних месяцев раскрыта.. Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз? Дети: Конечно, когда нет ветра. Когда нет ветра, в безветренный день мороз ощущается слабее. Легче идти, дышать и преодолевать путь. Воспитатель:.А ещё, дети, вы должны знать, что в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. День длится всего семь с половиной часов. В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.» Как вы думаете, о чем эта пословица? Дети: ( объясняют) В декабре реки и озёра покрываются льдом. И люди могут ходить по нему, как по дороге, сокращая путь из одного населенного пункта в другой. Воспитатель : Правильно. А стелет холсты – значит всю землю покрывают снегом, как белым материалом. Раньше почти в каждой семье сами ткали ткань на станках, ткань получалось серой по цвету, а зимой, в мороз, расстилали её по снегу и вымораживали, чтобы она была белой. Вот в пословице и сказано об этом: стелет белые холсты. Выпадает много снега.. Русский народ очень любит зиму и поэтому сложил немало сказок, пословиц и поговорок о зиме, а вы знаете пословицы и поговорки о зиме? Какие? Дети:. Зимой солнце светит, да не греет. Февраль силен метелью, а март – капелью. Как зима не злится, а весне покорится Воспитатель:. Молодцы.Все пословицы и приметы складывались народом из своих наблюдений за погодой и природой, и передавались из поколения в поколение, иногда совершенствуя их. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года ,В зимнее время молодежь гуляла на улицах, да и дети тоже, все любили играть и веселиться в зимнее время. Воспитатель : А вот послушайте: Уснула вся природа. Теперь нам не до гроз. Под снежным покрывалом Покоится земля. В краю большом и малом Все белые поля Бери скорее санки Из дома выбегай. Поедем спозаранку Кататься в снежный край Пропускают не всегда. Золотые ворота Это присказка для игр, ведь народ создавал и специальные зимние игры, которыми развлекались и дети, и молодежь. Хотите поиграть в одну из таких игр Дети: Да, хотим. Воспитатель: Игра называется «Золотые ворота». (Дети играют) Подвижная игра: «Золотые ворота» (Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх – это «ворота». Остальные берутся за руки, получается цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Первый раз прощается, Второй раз - запрещается, Третий раз – не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, «ворота закрываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Воспитатель:. Замечательно! Мы с вами немного повеселились, а теперь отправляемся в следующий месяц. (Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением января) Январь – начало года Силён его мороз Воспитатель. Январь – второй месяц зимы .Январь тоже имел своё название :сечень, потому что он рассекает зиму на две половины.. В народе январь ещё называют – просинец,потому что впервые после хмурого неба декабря появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг.» - Дети, что бы это значило? Дети: В январе день прибавляется очень медленно. Воспитатель:. Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце? Дети:. Нет, греет мало. Воспитатель. Ребята, а в какие зимние игры вы играете зимой на улице? Дети. Лепим снеговика. Катаемся на санках, коньках, лыжах. Играем в снежки. Воспитатель. Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.
Физ. минутка. «снеговик». Давай, дружок, кати снежок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу, изображая, будто перекатывают перед собой снежок). Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех комков) Его улыбка так светла (улыбаются) Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, нос, прикрывают руками голову, держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка (медленно приседают) Увы! И нет снеговика (пожимают плечами и разводят руки в стороны)
Воспитатель:. В январе бывают очень сильные морозы, зимние вечера длинные и ,чтобы не скучать ,русский народ придумывал и рассказывал сказки. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Воспитатель. У меня тоже есть книга со сказками, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне закончить сказку и назовите её.
Викторина по русским сказкам.
«Колобок»«Волк и семеро козлят»
Из муки он был печен Жили семеро ребят
На сметане был мешен Белых, маленьких (козлят)
На окошке он студился Мама их любила
По дорожке (покатился) Молочком (кормила)
Был он весел, был он смел Тут зубами щёлк, да щёлк -
И в пути он песню (пел) Появился серый (волк)
Съесть его хотел зайчишка, Как коза запел тот зверь:
Серый волк и бурый (мишка) - Отворите, детки (дверь)
А когда малыш в лесу Ваша матушка пришла,
Встретил рыжую (лису) Молочка вам (принесла)
Что за сказка?. (Колобок) Кто сумел спасти ребят
Это знаем мы из сказки«… «.и «…»
Воспитатель. Молодцы и с этой путаницей помогли мне справиться.. И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. А февраль много имел названий: бокогрей , потому что: солнце припекает – бока согревает,ещё « межень», потому что разделяет два времени года : зиму и весну, а так как считался самым снежным месяцем зимы, а за сильные метели , то ещё его называли «снежнем», «ветродуй», « вьюговей». Вот видите, дети, какие тайны в себе хранят зимние месяцы и сколько интересного они таят в себе Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга»Воспитатель. феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель? Дети . Когда дует ветер и метёт снег. Воспитатель. Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га.» Так метель сама себя назвала. Бывает, что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга. Воспитатель . (читает) Я – февраль, я младший сын, Я метелей господин. Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу, Лица снегом залеплю И в сугробах утоплю Снег насыплю без разбору И в карманы, и за ворот! Не боится детвора! Не уходит со двора! Бабу снежную катает И вовсю в снежки играет
Воспитатель. Я приготовила вам загадки о зиме, сумеете отгадать ? Дети. Да, сумеем. Воспитатель. Ну слушайте. 1.Головою вниз растёт С крыш свисает очень ловко Эта снежная морковка,, Не снежинка, не свистулька, А в тепле вдруг оживает , Слёзы льёт и быстро тает крупная (сосулька) 2. Он прозрачный и холодный, лишь зимой, не целый год! Он загадочный и плотный, Что водою слёзы льёт? Ну, конечно, это….(лёд) 2.Налетит на землю вдруг Он слетает белой стаей , Белый вихрь из белых мух. И сверкает на лету. Снег сугробом стелется Это что? (метелица ) 4. Ранним утром во дворе Подышал он на окно - В миг покрылось льдом оно. Инеем укрыл….(мороз)
5.Лёд улёгся на траве И весь луг стал светло-синий. Даже веточки берёз Серебром сверкает (иней
Воспитатель. Ребята, какой последний месяц зимы? Дети. Февраль. Воспитатель:. Правильно, Февраль. Именно в конце февраля, люди провожают зиму и зазывают весну, везде идут народные гулянья. В народе говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Провожают зиму весёлым праздником, который называется МАСЛЕНИЦА. По традиции на масленицу пекут блины и поют песни.
Подведение итогов:
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года, благодаря вам и вашей смекалке, рассуждению и знаниям, мы разгадали многие тайны зимних месяцев, вспомнили их названия , узнали новую игру, в которую можно играть зимой , и выучили новые пословицы и поговорки о зиме.
.
)
3.Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (снег) Ранним утром во дворе Подышал он на окно –