Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД № 69 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Номинация: «Методическая разработка мероприятия с педагогами»
ДОКЛАД
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
в рамках проведения постоянно действующего семинара
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Остафийчук Ирина Владимировна,
воспитатель
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.
ясно осознать ее значение — главная задача образования. А. Эйнштейн
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно - нравственное воспитание.
Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно - нравственных чувств у дошкольников.
Понятия духовность, нравственность многообразны по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Любовь ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, к своей малой родине. Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.
Актуальность и значимость
«…воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию»
Г.К.Селевко
Актуальность и значимость духовно - нравственного воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах: Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Типовом положения о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, воспитательно – образовательной программе «Донбасс – мой край родной», Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно - нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Нравственность в широком смысле - это нравы, правила, определяющие поведение человека, и выполнение этих правил, а также духовные и душевные качества, необходимые человеку в жизни. Нравственность, как и духовность, связана с мировоззрением, ценностями личности и духовно-душевными потребностями человека.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к духовно - нравственному воспитанию дошкольников, реализация которых способствует созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Одним из основных принципов дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности [2].
Задача заключалась в развитии у детей умения видеть закономерности, зависимости, взаимовлияния, свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их объяснениями и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; стимулировать познавательный интерес.
Все чаще я задумываюсь над вопросом: как воспитать гражданина, патриота, который будет ощущать гордость за свою страну, ее достижения, иметь представления о важнейших исторических событиях.
В связи с этим я уделяю большое внимание духовно - нравственному воспитанию дошкольников.
Нравственное воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края.
Формирование целостной картины мира у дошкольников - изначально понятие интегративное, рассматриваемое через призму различных наук, и включающее разнообразные аспекты взаимодействия и взаимосвязей как отдельного предмета, так и комплекса мировоззренческих, социальных, природоохранных, культурологических основ [4, 23].
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается снижение интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые не интересуются и не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Поэтому проблема ознакомления дошкольников с народной культурой и культурой других народов очень актуальна.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
является методологической основой разработки и реализации ГОС ДО общего образования;
представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей;
определяет
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа ДНР;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей [3].
Программы воспитания и социализации детей
создаются для каждой ступени дошкольного и общего образования;
определяют цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, основные направления, принципы, особенности содержания, виды, формы, условия деятельности, планируемые результаты…
воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности
утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края;
формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой деятельности;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;
создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества [3].
Задачи духовно – нравственного воспитания детей решаются во многих видах деятельности:
на занятиях, уроках, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основные направления духовно – нравственного –воспитания:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, родному языку, прогрессивным народным традициям, истории, культуре, природе своей республики, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей и исполнению гражданского долга, самосознания гражданина Донецкой Народной Республики;
развитие представлений о правах и обязанностях граждан Донецкой Народной Республики
2.Нравственно-этическое воспитание, развитие у детей представлений о нравственности и этических нормах
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для подготовки детей к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у них представлений о нравственной сфере жизни общества, этических нормах;
стремление к совершенствованию личностных качеств и воплощению духовно-нравственных идеалов в жизненной практике.
3.Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для интеграции экономического образования с практической подготовкой детей к труду, осознания детьми общественно и личностно значимых целей труда, формирования потребности в труде для целей успешной социализации и самоопределения. Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацелены на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь, в современную систему социально-экономических отношений, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нем, трудолюбия, трудовых умений и навыков.
4.Воспитание ценностного отношения к обучению и познавательным интересам
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для мотивации дошкольников и школьников к познавательной деятельности, развития интереса к обучению, познавательной активности, интеллектуального потенциала личности, формирования у детей ценностного отношения к интеллектуальной деятельности, образованию, достижениям науки и культуры; содействие повышению их общей культуры, эрудиции, любознательности, расширению познавательных интересов, потребности в интеллектуальном развитии и продуктивной реализации своих знаний в социальной практике.
5.Формирование основ здорового образа жизни и физической культуры
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для формирования у дошкольников и школьников ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом
6.Развитие экологической культуры личности
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для формирования у дошкольников и школьников экологической культуры - ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; экологических знаний, бережного, нравственного и эстетического отношения к природе, практических навыков экологической деятельности, опыта соблюдения норм экологической этики; выработку экологически целесообразной жизненной позиции, усвоение ценностей добра, созидания, гармонии с окружающим миром.
7.Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству
Общая цель данного направления деятельности:
создание условий для формирования у дошкольников и школьников эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, представление об эстетических и художественных ценностях отечественной и мировой культуры; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.
Формируя патриотические начала у детей, акцентирую своё внимание на утверждении «духа» русского человека. «Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё», - писал К. Ушинский. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.
ВЫВОД: Моя задача как педагога повысить свою профессиональную компетенцию в области духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
создать комплексную систему духовно - нравственного воспитания по ознакомлению дошкольников с родным краем;
обогатить содержание развивающей предметно-пространственной среды в направлении духовно - нравственного воспитания дошкольников;
В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека. Можно с уверенность сказать, что моя деятельность по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной во все времена.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предыдущие поколения, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания в мире и согласии со всеми народами мира на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Ахсанова Р. В.
Глоссарий
«Воспитание (взъпитание) – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное»
В.И.Даль
Воспитаниекак социокультурный феномен – процесс трансляции культуры, передачи опыта от поколения к поколению
Воспитаниекак педагогический процесс – создание условий для духовно-нравственного становления личности, ее гармоничного развития
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Донецкой Народной Республики.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, Республике, миру в целом.
Список литературы:
Закон ДНР «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015г.
Государственный образовательный стандарт (2018) Приказ МОН ДНР № 287 от 04.04.2018г "Об утверждении Государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики Приказ МОН ДНР №322 от 17.07.2015 г.
Донбасс – мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998. - 89c.