Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме "Звуки Н,Нь. Буква Н"»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе звук [Н] и буква «Н».
Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].
Задачи:
1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы Н, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой Н.
2. Развивающие: развивать связную речь, память, внимание
3. Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность
Материал: Большой зАмок с буквами, кукла, буква Н на листе бумаги, счетные палочки, тетрадь на каждого ребенка (И.А.Березняк), цветные карандаши, указка, буквы для чтения слогов.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
- Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения
*Артикуляционная гимнастика под музыку с движениями рук
- К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой, угадайте, какую букву? Букву Н, потому что у неё имя начинается на Н. Она мне сказала, что мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.
На стене зАмок с буквами, обращаю внимание на него.
- Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. (А У О Ы И)
- А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. (М С Х)
- А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
- Произнесем вместе звук [н]… (дети произносят)
- Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
-Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
- Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
- Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
-Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
- А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
- Если буква «Н» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).
Отрываю листочек, которым закрыта буква «Н» в алфавите.
- Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).
- Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
- Молодцы, всё правильно выложили.
2.2. Игровое упражнение «Твёрдо – мягко»
-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру «Бусы». (шагаем по синим и зелёным бусинкам и произносим соответственно Н или Нь.
- Молодцы, все правильно произносили звуки.
2.3. «Составь и прочитай»
- Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
- Антон, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).
-Откройте тетради на странице с буквой Н. Обозначьте нужным цветом кружочки (носок, нитки) и раскрасьте буквы. Большую и маленькую Н.
-далее произносим названия картинок и определяем, какой звук слышится, твёрдый Н или мягкий Нь и обозначаем место звука в кирпичиках нужным цветом
- теперь выполним звукобуквенный анализ слова НОТЫ
-звук Н часто путают со звуком М, в следующем задании назовём картинку, определим, какой слышится звук, Н или М и впишем простым карандашом нужную букву в окошечко (муха, дом, вагон, нож)
-далее, вместо точек напишем буквы М или Н и прочитаем слоги
-следующее задание: прочитаем слово( СОН), а теперь наоборот; какое слово получилось?(НОС)
-добавьте к словам букву Ы, прочитайте, что получилось?
III. Заключительная часть
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (Н, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).
- Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)
- Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, кукле Насте очень понравилось на вас смотреть, как вы старательно занимаетесь. Спасибо!!!