Тема: «Занимательная математика»
Программное содержание:
- учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- развивать умение детей видеть в окружающей его обстановке предметы, похожие на круг;
- закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного), о свойствах предметов (большой, маленький, средний);
- воспитывать интерес к математике.
Материал:
Демонстрационный
1. Кукольный театр «Теремок».
2. Набор игрушек по сказке «Три медведя»: три медведя и три стула разные по величине, ширма.
3. Набор предметов, похожих на круг: мяч, солнце, руль машины, шарик, часы.
4. Два обруча для игры «Посади цветы».
Раздаточный
Цветы разной величины (большие и маленькие) и цвета по 2 шт. на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Организация занятия:
- Сегодня у нас с вами необычное занятие математики. Я буду волшебницей, и мы с вами отправимся в « Страну сказок». Закройте глаза, а скажу волшебные слова:
«Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись» (звучит музыка).
1. Демонстрация сказки «Теремок».
Цель: закрепить понятия один, много, ни одного.
Дети открывают глаза. У воспитателя кукольный театр «Теремок» с героями сказки.
Воспитатель:
- Ребята, что это за сказка? (Теремок)
- Я раздам вам героев, а вы постарайтесь отвечать на мои вопросы их голосами.
- Кто, кто в теремочке живёт? (ответы каждого героя)
- Скажите, сколько зверей жило в теремке сначала? (ни одного)
- Сколько их стало потом? (много)
- А сколько лягушек в теремке? (одна)
- Правильно. И мышка одна, и лисичка одна, и зайчик один , а всех вместе много.
- А сколько нас всех вместе в группе? (много)
2. Путешествие в сказку «Три медведя».
Воспитатель: (достаёт коврик и стелет его)
- Ребята, а ковер у нас тоже волшебный. Он превратился в ковёр - самолёт и мы на нём полетим в следующую сказку. (Дети встают на ковёр).
- Закрывайте глаза и вместе со мной говорите: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись» (звучит музыка).
- Открывайте глаза, что же это за сказка? Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
«Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?»
Открывается ширма, на стульчиках различной величины сидят медведи (большой, средний, маленький)
Дидактическая игра «Большой - маленький».
Цель: обобщить знания детей о величине предметов.
- А теперь вспомним, как зовут медведей? (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)
- Кто самый большой? (Михайло Иванович)
- Кто самый маленький? (Мишутка)
- На каком стуле сидит Михайло Иванович? (на большом)
- На каком стуле сидит Настасья Петровна? (на среднем)
- На каком стуле сидит Мишутка? (на маленьком)
- Правильно, Михайло Иванович большой – он сидит на большом стуле, Настасья Петровна поменьше – она сидит на среднем стуле, Мишутка самый маленький он сидит на маленьком стуле.
3. Игровое упражнение «Посади цветы в клумбу»
Цель: закрепить умение детей группировать предметы по величине и цвету.
Оборудование: два обруча (большой и маленький), имитирующие клумбы, 2 комплекта цветов по количеству детей.
Воспитатель:
- А сейчас мы посадим цветы перед домом медведей.
Воспитатель раздаёт детям по 2 цветка, разные по величине (большой и маленький) и цвету (красные и жёлтые).
- Покажите самый большой цветок. Какого он цвета?
- Мы их посадим на большую клумбу.
- Покажите маленький цветок. Какого он цвета?
- Их посадим на клумбу поменьше.
- Молодцы. Посмотрите, как красиво стало возле дома медведей.
Физминутка
(упражнять в умении ориентироваться в пространстве)
Руки в стороны, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вперёд, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
4. Моделирование по сказке «Колобок».
Цель: развивать умение видеть в окружающей обстановке предметы похожие на круг.
Воспитатель:
- Отправляемся дальше. Закройте глаза. «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись» (звучит музыка).
- Посмотрите, это герой какой сказки, как его зовут? (колобок)
- На какую фигуру колобок похож? (на круг)
- Давайте мы сделаем круг. (Дети моделируют круг)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.
Людям я старинный друг,
Называют меня – круг.
Оглянись внимательно,
Увидишь обязательно.
- Ребята, давайте подумаем, какие ещё предметы похожи на круг в нашей группе (ответы детей)
5. Итог занятия.
- Молодцы. Ну, вот и закончилось наше путешествие.
Мы сегодня узнали, что в Теремке живет много зверей, а лягушка в нём одна.
Что для большого медведя нужен большой стул, а для маленького … (ответы детей).
Что круг похож на колесо и на солнышко.
- А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза. (звучит музыка)
Открывайте глаза. Вот мы и снова в группе.