Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по математике для средней группы «Знакомство с прямоугольником и цифрами 1, 2»»
Конспект занятия по математике для средней группы
«Знакомство с прямоугольником и цифрами 1, 2»
Цель:
- Познакомить детей с цифрами 1 и 2, соотносить цифры и соответствующие им количество предметов.
- Закреплять цифры при помощи различных анализаторов.
-познакомить детей с прямоугольником и учить их различать прямоугольник, квадрат .
- Развивать мыслительные операции, внимание, речь самоконтроль.
Демонстрационный материал: карточки с изображением римской и арабской цифры 5. Три синих и три красный кубика, прямоугольник, квадрат.
Раздаточный материал: 3 синих и 3 красных кубика, цифры от 1 до 5, кружочки диаметром 2-3 см. двух цветов по 3 шт. каждого., : у каждого ребенка прямоугольник, квадрат.
Ход занятия:
Ребята сегодня на занятия к нам пришла кукла Маша. Она нам начнет рассказывать про волшебны мир цифр, откуда они появились, для чего они нужны.
Давным-давно не только мы, куклы, но и люди не умели считать и не знали цифр. Не зная счета, людям трудно было договориться. Например, при обмене было не понятно, сколько надо дать мешков зерна за одну лошадь?
Сначала количество предметов обозначали пальцами или палочками. Мы с вами тоже так уже умеем делать. Вспомните, когда вы были поменьше, вы показывали на пальцах сколько вам лет. Но вот пальцев на руках стало не хватать, записывать палочки стало не удобно, люди стали придумывать другие способы записи количества предметов. В разных странах люди по разному придумывали, как записывать числа. Так древние римляне один предмет обозначали вот таким значком I, два – II, три – III. Пять предметов они изображали в виде ладони. При ее быстром изображении получался бот такой значок V. Но через некоторое время люди придумали более удобную запись числа, которой и сейчас используется.
Ребята, поставьте слева на стол один красный кубик, а справа два синих прямоугольника один на один.
Воспитатель вешает на доску изображение цифр 1 и 2.
Ребята, сколько у вас красных кубиков? – Один
Какой значок более подходит для обозначения одного кубика? (Если дети не догадываются, стоит обратить внимание детей, что цифра 1 похожа на одну палочку или на один поднятый палец. Поэтому именно этот значок более подходит для обозначения цифры один).
Второй значок служит для обозначения цифры 2. Значит этим числом можно обозначить 2 прямоугольника.
Ребята, перед вами конверты в которых лежат цифры. Найдите цифру, которая обозначает один кубик, и положите перед ним. Найдите цифру обозначающую 2 кубика и положите перед ними.
Повторяйте за мной цифры слева направо, одновременно дотрагиваясь до них пальчиком.
Что надо сделать, что бы кубиков стало одинаково? (Положить еще один кубик.) Подходит ли теперь цифра один к синим кубикам? (Нет.) Что надо сделать? (Надо заменить цифрой 2.)
Молодцы ребята, все правильно сделали, но уровнять кубики можно и по-другому. Кто знает как? (Уменьшить.)
Физкультминутка «Ели» И. Токмакова
Ели на опушке-
До небес макушки- (Встаем на носочки тянемся вверх).
Слушают, молчат, (Приложить руку к одному, потом ко второму уху).
Смотрят на внучат. (Руки возле глаз, сделать «бинокль»).
А внучата-елочки, (Взяться за руки, пойти по кругу).
Тонкие иголочки
–У лесных ворот
Водят хоровод.
Положите перед собой. Теперь под каждой цифрой, положите столько кружочков, сколько эта цифра обозначает. Дети выполняют задание. Педагог помогает детям при затруднении.
Ребята посмотрите, какими фигуры нам сегодня нужны были?
Детям показываю прямоугольник и квадрат разного цвета.
-Что это? (квадрат)
-Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Что мы обводили? (квадрат)
- Что это? (прямоугольник)
- Давайте его обведем. Приготовили пальчики….
- Чем отличаются прямоугольник от квадрата?
Накладываю квадрат на прямоугольник
- Смотрите одна сторона у них одинаковая, а две другие стороны разные, они у прямоугольника длиннее, чем у квадрата.
- Дети возьмите в тарелочках квадрат и прямоугольник, положите перед собой.
- Давайте обведем пальчиком квадрат.
- Что вы обводили?
- Обведите прямоугольник.
- Что вы обводили?
- Давайте сравним ваши прямоугольники и квадраты. Наложите квадрат на прямоугольник.
- Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника? (одна сторона одинаковая, а две стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата).
-Ребята сегодня мы с вами познакомились с цифрами 1 и 2.
- Скажите, с какой геометрической фигурой мы познакомились сегодня на занятии?
- С какой геометрической фигурой мы сравнивали прямоугольник?
- Ребята вы все были молодцы, справились со всеми заданиями.