Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по лепке "Маки" для средней группы»
Лепка средняя группа Тема:«Маки»
Цель: формирование практических умений у детей в технике пластилинографии.
Задачи: уточнить и расширить знания детей об окружающем мире;
учить детей создавать композицию из отдельных частей; развивать мелкую моторику рук; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оснащение: плотный картон, размер 15 на 20 см.; набор пластилина, стеки, доски для лепки, салфетки; иллюстрация с изображением растения (цветка) – мак.
Ход занятия
I. Вводная часть. Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Это что там за цветок,
Словно яркий огонек?
Это ярко светит так
Наш любимый, яркий (мак).
- Верно. Всем нравиться белые, красные и оранжевые цветки мака. В начале лета их можно увидеть в садах и огородах. Невозможно пройти мимо, не заметив яркие крупные маки.
Мак
Только солнышко взойдет
Мак на грядке расцветет
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь, а у цветка
Больше на два лепестка.
2. Основная часть (создание проблемной ситуации)
Воспитатель: - Ребята, скажите, что еще знаете об этом цветке?
Насекомых привлекает не только аромат цветка и нектар, который находиться внутри его лепестков. Это удивительное растение приют разным насекомым. Они залезают внутрь мака, чтобы спрятаться от ночной прохлады и дождя.
- Скажите, что вам больше понравилось в этом цветке? Давайте все вместе представим лепестки красного нежного цветка, который называется мак. Вы представили? Они нежные, бархатные и красного цвета.
Мотивация деятельности детей. Создать игровую и воображаемую ситуацию: пальчиковая игра «Мак»
На пригорке вырос мак, Пальцы левой руки собрать в щепоть,
сделать «бутон».
Он склонил головку так. Наклонить «бутон».
Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, помахать
Быстро крыльями мелькает. крылышками, как бабочка.
По тугому стебельку Правая рука – «жук», перебирая пальцами-
Жук ползет: «Что там вверху?» лапками, ползет вверх по левой руке-
стебельку от локтя до запястья.
Вот дополз он до цветка, Правой рукой отогнуть на левой руке
Отогнул два лепестка, большой и указательный палец.
Внутрь забрался, поворчал, Пальцы правой руки вложить в ладонь левой.
Круглый домик увидал. Пальцы левой руки сложить в щепоть.
Лапкой в стенку постучал, Каждым пальцем правой руки постучать
Но ответ никто не дал. в «коробочку» мака.
Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.
Высох домик от жары,
Стал греметь, как погремушка. Пальцы левой руки сложить в кулак,
Вот так славная игрушка! «погреметь», как погремушкой.
Педагог предлагает детям нарисовать маки, только необычным способом, а при помощи пластилина. Перед началом работы педагог с детьми рассматривают растение на иллюстрации и уточняют его строение: прямой стебель, листья по краям будто изрезаны мелкими, острыми зубчиками, напоминают перышко птицы, крупные, округлой формы лепестки расположены вокруг серединки, семена мака собраны в круглую коробочку, украшенную сверху оборочкой.
1. Стебельки. Скатать две тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета. Одну из них закрепить по центру основы. Вторую разделить пополам, и каждую часть расположить по обе стороны от первого длинного стебелька с наклоном вправо и влево.
2. Листики. Скатать толстую длинную колбаску, разделить ее на три равные части, каждую заострить с обеих сторон, расплющить. Готовые листики разместить между стеблями в нижней части композиции. По внешнему краю каждого листика стекой сделать неглубокие надрезы – зубчик.
3. Цветок. Из пластилина красного цвета скатать длинную тонкую колбаску, стекой разделить ее на 6 равных отрезков, скатать из них шарики, каждый из которых сплющить, чтобы получилась лепешечка – округлый лепесток. В верхней части центрального стебля выложить из лепестков по кругу цветок, принимая к основе край лепестка, обращенный в середину, внешний край цветка должен оставаться незакрепленным.
4. Серединка цветка. Скатать шарик из небольшого кусочка черного пластилина, расплющить его в серединке цветка. Далее скатать шарик желтого цвета и расплющить поверх черного цвета. На желтой серединке стекой нарисовать перекрещивающиеся линии.
3. Заключительная часть. Актуализация ранее приобретенных знаний:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые маки у нас вами получились. Молодцы!
Физкультминутка «Соберем букет»:
Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)
Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)
Вот какой у нас букет,
Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)
- Ребята, а вы знаете, что насекомые тоже приносят растению пользу. Мухи, мелкие жучки, шмели, залезая внутрь цветка, цепляют на свои лапки пыльцу, которой там огромное количество, и переносят ее на другой цветок. Ведь для того, чтобы у растения образовались семена, необходима чужая пыльца. Так насекомые опыляют растение, а растение за это угощает их сладким нектаром. Когда мак отцветает, его лепестки опадают, на его месте появляется коробочка, в которой созревают мелкие семена. Осенью при сильном ветре, высохшие коробочки гремят, как погремушки. А когда коробочка раскрывается, то черные семена высыпаются на землю и дают жизнь новым растениям.
- Ребята, а вот интересно, кто из вас знает, где используют семена мака? (выпекают булочки, посыпают баранки, кренделя).
- А еще этот цветок обладает лекарственными свойствами – из семян выжимают масло и делают полезные лекарства. Вот какое это удивительное растение.
По окончании работы картинки с маками выкладываются горизонтальную поверхность стола для анализа, сравнения работ детей.
- У нас с вами получилась полянка, покрытая прекрасными маками и напоминающая чудесный цветочный ковер. Молодцы!
Рефлексия:
- Понравилось ли вам занятие?
- Какие цветы вы бы хотели ещё нарисовать?
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016.
2. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М.: Карапуз, 2016.
3. Веселый пластилин. 16 поделок. 3-6 лет. - М.: Искатель пресс, 2015.