Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Тема "Веточка рябины"»
Конспект занятия с использованием ТРИЗ по рисованию
в старшей группе «Ветка рябины»
Цель: развивать творческие способности детей посредством художественно – изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования.
Задачи
Образовательные:
учить детей передавать характерные особенности ветки рябины: строение веток, листьев, их цвет, оттенки;
учить детей продумывать расположения рисунка на листе и простым карандашом тонкими линиями наносить эскиз ветки рябины;
совершенствовать у детей технику - печатание листьями, формировать навыки наносить краску на листья, делать оттиск на листе бумаги.
Развивающие:
развивать эстетическое восприятие, продолжать упражнять детей в пальчиковом рисовании , познакомить с приемом рисования – оттиск;
развивать у детей умение проверять правильность выполнения изображения путем сравнивания с образцом;
закрепить строение дерева рябины, его внешний вид, характерные особенности.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, умение оценивать свою работу и работу сверстников, а так же желание рисовать в нетрадиционных техниках.
Материал: игрушка-зайчик, иллюстрации «Ветка рябины», «Птицы на рябине», гуашь жёлтая, красная, оранжевая, листы формата А-4, баночка с водой, палочка ,губки с зажимом, гербарии (засушенные листья рябины), салфетка.
Предварительная работа: рассматривание рябины на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме «Деревья и плоды»; чтение стихотворения А. Плещеева «Рябина»; загадки о рябине.
Методы и приемы: художественное слово, обследование, беседа, вопрос-ответ, объяснение, помощь, анализ работ, похвала.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам спешит в гости. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Воспитатель: Кто это?
Ответы детей (зайчик)
Появляется зайчик с веткой рябины.
Воспитатель: Зайчик пришел к вам из леса и принес в подарок красивую веточку. Кто знает, от какого она дерева?
Ответы детей (рябина)
Воспитатель: Вам понравилась веточка?
Ответы детей(да)
Воспитатель: А, хотите, я расскажу вам о рябинке?
Знаете, ли вы, что рябины – дерево до 10 метров высотой? Плоды рябины – шаровидные ягодообразные, красные, кислые, горьковатые. На веточке рябины есть листочки и ягодки. Листья у рябины зеленые, необычной формы, посмотрите, на тонкой палочке (черенке) много маленьких листочков. А ягоды у рябины маленькие, круглые, красные, растут гроздью – много маленьких ягодок висит рядом друг с другом. Цветёт рябина в мае, начале июня. Плоды созревают в сентябре.
После заморозков плоды становятся сладкими и вкусными, оставаясь на дереве до глубокой зимы. Зимой когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают разные зимующие птицы, давайте посмотрим какие?
Воспитатель: Каких птиц вы знаете?
Ответы детей (снегири, дятел, синица, воробей, клест)
Воспитатель: Ребята помните , что зима суровая, холодная и птицы под снегом, не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать!
Воспитатель: Давайте нарисуем ягодки рябины пальчиком на коврике. Дети печатают пальчиком на коврике ягоды рябины.
Зайчик что-то «шепчет» воспитателю на ухо.
Воспитатель: Зайчик сказал, что у рябины очень красивые веточки. И ему захотелось нарисовать ее, но он не умеет рисовать. Давайте ему поможем – нарисуем для зайчика веточку рябины.
Основная часть.
Воспитатель предлагает детям подойти к столам с краской. Веточку рябины кладет на стол перед детьми. Зайчика сажают рядом с веточкой на стол.
Сегодня мы будем рисовать веточку рябины.
Давайте ешё раз вспомним и скажем, на что похожи ягодки? Листочки?
Обратите внимание на строение веток рябины, как расположены листья? А ягоды? (грозди). Каким цветом ягоды? А листья?
Посмотрите внимательно, все ли у вас на столе есть для рисования?
Ответы детей (нет кисточек)
Воспитатель: Правильно, вы очень внимательны, на ваших столах нет кисточек. Как же рисовать без кисточки? Давайте попробуем нарисовать веточку рябины новым способом, без кисточки, теми предметами, которые есть у вас на столе.
Воспитатель: Мы с вами будем рисовать веточку рябины необычно. Ребята, веточку можно нарисовать палочкой. А каким цветом нарисуем веточку?
Ответы детей (коричневая)
Да, веточка у нас будет коричневого цвета. Веточка у рябины тонкая, рисуем ее палочкой, как кисточкой, в середине листа, чтобы хватило места для листьев и ягод.
А листья мы с вами напечатаем настоящими листьями рябины. Какой цвет нам понадобится для рисования листьев?
Воспитатель: Правильно, листья у рябины осенью окрашиваются в красные, бордовые, жёлтые, коричневые, оранжевые тона. .
Кладем лист рябины на подставку, набираем на губку желтую, оранжевую или красную краску, и смачиваем ею весь листик. Затем лист поднимаем, раскрашенной стороной прикладываем к нарисованной веточке, сверху кладем тонкую бумагу и проглаживаем. Убираем бумагу и листик. На рисунке получилось изображение листика рябины. Так же делаем второй лист рябины на веточке.
Как же нарисовать ягоды у рябины? Давайте попробуем нарисовать их пальчиком. Какого цвета ягоды у рябины?
Ответы детей(красные)
Воспитатель: Да, ягоды у рябины красные, маленькие, растут близко друг к другу. Для этого макаем кончик указательного пальца в красную краску и печатаем пальчиком кружочки рядом друг с другом.
Вот какая веточка рябины получилась.
А чтобы работа получилась красивой, мы подготовим наши пальчики и приступим к выполнению задания
Пальчиковая гимнастика.
С веток ягодки снимаем. (поочерёдно поглаживаем пальчики, как -
будто «снимаем ягодки»).
Наших птичек угощаем(показываем ладошку).
Птички ягодки склевали (другой рукой имитируем движение «Клюют зернышки»).
И крылом нам помахали (машем ладошкой).
Начинаем творить…
Дети приступают к работе. Во время самостоятельной работы детей взрослый по необходимости оказывает минимальную помощь: наводящие вопросы, показ отдельных приемов изображения, словесная инструкция; развивает у детей умение рассказывать о том, что он делает, отвечать на вопросы. Обязательно поощрение детей в процессе выполнения работы.
Воспитатель: Теперь когда все готово, пусть ваши рисунки подсохнут, а мы с вами поиграем!
Игра «Чей листик?» Дети делятся на 2 команды. Первой команде выдаются листья рябины, второй листья березы. Картинки с изображением деревьев ложатся в разные части группы. Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка заканчивается, дети делают кружок (каждый возле «своего» дерева).
Заключительная часть.
В конце занятия воспитатель с зайчиком и детьми рассматривают готовые работы, обращая внимание на удачное, интересное выполнение, вспоминают последовательность и приемы выполнения работы, название, назначение предметов, цвет красок.
Воспитатель: Зайчику очень понравились ваши рисунки. Молодцы, очень красивые у вас получились веточки рябины! Настоящий «осенний вернисаж»!