Воспитательная: воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов »; чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко»; игра «Магазин «Овощи - фрукты»»; рассказ воспитателя об овощах и фруктах.
Материалы и оборудование: краски, кисть, альбом, баночка под воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал?
Дети: Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.
Воспитатель: Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.
Воспитатель: Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.
Воспитатель: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
Воспитатель: А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка». О чем же эта картина?
Дети: О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир.
Воспитатель: Пётр Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Воспитатель читает стихотворение.
Воспитатель: Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
Воспитатель: А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?
Дети: Да!
Воспитатель: Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
В художников превратись.
Воспитатель: Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи.
Воспитатель: Выбрали?
Воспитатель: Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?
Дети: Разделяющая линия.
Воспитатель: Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы.
Дети составляют композицию.
Воспитатель: Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт.
Воспитатель: Перед вами листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?
Дети: Верхняя часть светло-голубого цвета.
Воспитатель: А нижняя часть листа какого цвета?
Дети: Нижняя часть тёмно - голубого.
Воспитатель: Что разделяет лист на две части?
Дети: Разделяющая линия.
Воспитатель: Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.
Воспитатель: Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.
Дети приступают к написанию натюрморта.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Воспитатель: Кто закончил, выставляйте свои картины на выставку.