память, желание познавать животный мир, творческие способности,
глазомер, моторику пальцев рук. Закреплять знания детей о лошадях. Учить
лепить фигуру лошади, передавая характерные особенности животного
(массивное туловище, небольшая голова с маленькими ушами, тонкие ноги,
пушистая грива и хвост).
Воспитывать интерес к лепке из глины, стремление доводить дело до
конца, самостоятельность.
Материал к занятию:
Пластилин, клеёнки, салфетки, стеки.
Иллюстрации с изображением домашних животных, дымковские игрушки, альбом «Дымковская игрушка», схема с показом способов лепки, образец воспитателя, незавершённая модель для частичного показа, мольберт, указка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о ком пойдет сейчас речь? (загадка о лошадке)
На ветру развивается грива,
Везет ношу свою терпеливо.
«Цок – цок – цок», скачет ровно и гладко,
В серых яблоках наша….
Дети: - лошадка.
Воспитатель : - Правильно, это лошадка (достает из сундучка игрушки ).
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот на эти игрушки, как они называются? (дымковские игрушки)
Какие узоры используются в дымковской росписи? Какие элементы вы знаете?(рассматривание альбома «Дымковская игрушка»)
Мы с вами ужи рисовали дымковскую лошадку, а сегодня будем лепить вот такую дымковскую лошадку. (дети рассматривают образец) Посмотрите на лошадку, скажите, что у неё есть? (голова, шея, туловище, ноги, хвост, грива) Какими узорами украшена лошадка? (точки, круги, линии…)
Дымковские игрушки делают из глины, сушат их в печи, затем белят мелом и расписывают яркими красками. Ребята, а кто помнит, как назывался праздник, на котором люди из села Дымково свистели в глиняные игрушки? (Свистопляска)
Сейчас я вам покажу и расскажу как лепить такую лошадку. Берём пластилин белого цвета, делим его на 3 части: 1часть большая, 2 – поменьше, и 3 – маленькая. Из большого кусочка будем лепить туловище и ноги. Раскатываем цилиндр, делаем надрезы с 2 сторон. Оттягиваем и закругляем ноги, сгибаем дугой .Сглаживаем и выравниваем ноги.
Теперь берём 2кусок- раскатываем цилиндр, один конец загибаем – это голова лошадки, оттягиваем, прищипываем ушки. Затем примазываем шею к туловищу.Из3 куска делаем гриву – раскатываем жгутик, скручиваем его и прикрепляем к шее – получилась грива, так же делаем хвост –скручиваем жгутик, можно его закрутить в колечко и прикрепить к лошадке. Вот наша лошадка и готова. Делаем глазки и украшаем лошадку дымковскими узорами – из тоненького жгутика делаем круг, маленький шарик сжимаем и прикрепляем внутри круга.
Физминутка:
Эй, лошадки все за мной Поспешим на водопой. Вот река широка и глубока Не достанешь до дна, Но лошадки умны Все по мостику пошли. А водица вкусна! Пейте! Пейте! Хороша водица!
Постучим копытцем! Эй, лошадки все за мной! Дальше скачем мы гурьбой. Эй, лошадки, все за мной Дальше скачем мы домой.
Молодцы, отдохнули. А теперь давайте вспомним, с чего мы начнём работу? (ответы детей) Как будем делать туловище, голову, уши? ВАРЯ выйди покажи, как ты будешь делать туловище.(показ ребёнка) Макар покажи как ты будешь крепить голову к туловищу. А сейчас все начинаем работу.
Рефлексия. По окончании работы рассмотреть с детьми все фигуры, выбрать наиболее красивые. Обсудить детали. Организовать выставку готовых лошадей для просмотра.