Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (лепка) на тему "Летний ковёр" в средней группе»
КОНСПЕКТ
итоговой организационно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию (лепка)
«Летний ковер»
по лексической теме
«Здравствуй, лето!»
в средней группе
Цель: продолжать знакомить детей с видами народного декоративного – прикладного искусства.
Задачи:
Обучающая:: продолжать знакомить детей с видами народного декоративно – прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности.
Развивающая: развивать самостоятельность, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы, развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.
Воспитательная: воспитывать интерес к аппликации.
Предварительная работа:рассматривание ковриков и ковров. беседа о сказочных коврах (ковёр, который смастерила Царевна – Лягушка, ковёр – самолет и др.).
Материалы и оборудование: пластилин разного цвета, стеки, салфетки, прямоугольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как основа композиции.
Методы и приемы:
- словесные: беседа о семье, беседа – диалог, рассказ воспитателя;
- наглядные: рассматривание иллюстраций на тему «Лето»;
- практические: физминутка «Вверх рука и вниз рука», пальчиковая игра «Ладошки», творческая деятельность детей, индивидуальная помощь.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
На полу лежит красиво,
По нему ходить так мило.
Ноги тонут, как в песке,
Но шагают налегке.
И еще! - на нем летают!
В сказке всякое бывает!
И красив, не нужен спор! –
Мягкий, тёпленький …
Дети: Ковер.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр и погладить его ладошками. Затем проводит краткую, но эмоциональную искусствоведческую беседу.
Воспитатель: Какие на ощупь коврики?
Дети: Мягкие, тёплые, гладкие, пушистые.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое ковёр и для чего они нужны?
Дети: Ковёр вешают на стену для красоты; на кресла, чтобы было мягко; стелют на пол для тепла и уюта в доме.
Воспитатель: Правильно, дети, ковры всегда считались особой деталью интерьера и являлись наглядным показателем благосостояния.
Воспитатель: Искусство создания (или вязания) этих изделий называется – ковроделие,ковроткачество (ковры делать, ковры ткать). Искусство ковроделия издавна известно как в России, так и во многих других странах. Ковры ткут из шерсти, часто из шёлка. Если в стране разводят овец - ковры делают из овечьей шерсти. Если разводят верблюдов - изверблюжьей шерсти. А если таких животных нет, то люди делают ковры из волокон и стеблей растений. Обычно ковры оформлены разными узорами (это могут быть ягоды, птицы, цветы, растения, геометрические фигуры и т.п.).
Физминутка «Вверх рука и вниз рука». Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: А какой формы и какого размера бывают ковры?
Дети: Круглые, квадратные, овальные, прямоугольные, маленькие и большие.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки».
Разогреем мы ладошки (Ритмичное выполнение - ладошки раскрыть, ладошки закрыть).
Разотрём мы их немножко (Имитация раскатывания пластилина между ладошками).
Каждый пальчик разомнём, разомнём, разомнём (Сжимаем каждый пальчик с большим пальцем руки).
А потом в замок сомкнём, мы сомкнём, мы сомкнём (Ритмичное смыкание пальцев рук в замок).
Ключ в замочек мы вставляем (Щелчки открывания замка).
И замочек открываем (Пальцы рук раскрываются в цветок).
Рассматривание плаката «Лето».
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Лето.
Воспитатель: Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами вот этот плакат.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на плакате?
Дети: Травка, цветы, ручеек.
Воспитатель: Верно, ребята. А что делает девочка на плакате?
Дети: Собирает яблоки.
Воспитатель: А что делает пчёлка?
Дети: Летает.
Воспитатель: Где она летает?
Дети: Возле цветка.
Воспитатель: А где вы видели такую яркую красоту?
Дети: В книгах, во время прогулки по парку, лесу, на нашем участке, в природе.
Воспитатель: Верно, ребята. Молодцы.
Воспитатель: А мы с вами попробуем сплести летние коврики. Плести мы будем по - настоящему. Но наши коврики будут не из шерсти, не из шёлка, не из соломы и даже не из бумаги, а из жгутиков пластилина.
Посмотрите, как мы будем выполнять работу.
1. Сначала раскатаем жгутики – 5-7 одного цвета и столько же другого.
2. Затем подравняем жгутики по длине – выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все наши «ниточки» были одинаковой длины.
3. После этого возьмём картон и начнем ткать: сначала выложим ниточки одного цвета, размещая их сверху вниз, на небольшом расстоянии друг от друга. К картону прилепляем только верхние концы жгутиков.
4. Далее берем по одному жгутику другого цвета и фиксируем его сверху слева от уже прикрепленных жгутиков. И начинаем переплетать – ткать ковёр!
5. Когда коврик будет готов – его можно будет украсить. В качестве украшения могут выступать цветы, ягоды, бабочки, солнышко и др. (на усмотрение ребенка).
Самостоятельная деятельность детей.
В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться летними коврами.