МДОУ Детский сад Комбинированного вида «Колобок»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической г руппе
по сказке «Цветик - семицветик» В.Катаева
Разработала воспитатель логопедической группы : Борзунова Г.А.
Программное содержание:
1.Упражнять в количественном счете.
2.Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.
3.Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств.
4 .Побуждать обозначать соотношения по величине словами : выше, ниже, короче, длиннее, шире, уже. Употреблять слова, обозначающие пространственные направления.
5.Продолжать учить давать развернутые ответы, подбирая равнозначные формулировки.
6.Поощрять самостоятельность детей, инициативность.
7. Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается.
Материал:
-ковер-самолет, на нем 5 красных квадратов, 7 желтых прямоугольников, 4 синих круга, 3 зеленых треугольника;
-билеты с изображением фигур по цвету на ковре и цифры от 1 до 10.
-пластмассовые цифры веер;
- плоскостная лента с цифрами на каждого ребенка.
- конверт с задачами;
-три елочки разных размеров , в средней лепесток от цветика -семицветика.
-магнитофон;
-аудиозапись;
-простые карандаши, полоски для рисования фигур;
- сундучок с угощениями;
-цветок без лепестка.
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята! К нам гостья пришла.
- Как тебя зовут, девочка?
- Откуда ты пришла?
Девочка: - Я Женя из сказки « Цветик- семицветик».
В стране «Математика» я потеряла - последний лепесток.
Я так хочу, чтобы снова мальчик Витя смог бегать и прыгать.
Помогите мне, пожалуйста, найти волшебный лепесток.
Воспитатель: -Ребята, поможем Жене?
Но на чем же мы отправимся в путь?
На пароходе - глубоко,
Пешком - как? ( долго ),
На поезде - как? ( шумно )
А знаете что, давайте полетим на ковре –Самолете.
Вот он раскинулся.
Посмотрите, какой он необычный.
А сколько геометрических фигур на нем.
Они обозначают места для пассажиров.
1,2, 3, 4, 5 - мы готовимся взлетать,
Но при этом все фигуры мы должны пересчитать.
Здесь квадратов сколько? - ровно 5, прямоугольников? -7, про круги мы не забыли? - на ковре их ровно 4, треугольников -3.
Задание 1.
Я вам раздам билеты, вы найдите каждый свое место по фигурам
указанным на билетах.
Ну что, все готовы к путешествию?
Ребята! Давайте с вами вспомним и произнесем волшебные слова из сказки:
(Звучит музыка, дети хором проговаривают слова:)
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,
Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, Быть по-нашему вели!
Вели, чтобы мы оказались в стране волшебной математики.
Задание 2.
-Ребята! Путь наш далек, пока летим, мы можем поиграть в игру «Назови соседа сидящего справа, слева, между…» Молодцы ребята!
Вот мы с вами и прилетели в страну «Математика»
Чтобы найти лепесток, мы должны выполнить много заданий, и только тогда мы сможем помочь девочке Жене. Все готовы?
Не боитесь трудностей? Тогда занимайте места за столами.
Задание 3.
Посмотрите - какой беспорядок на столах.
Случай странный, Случай редкий, Цифры в ссоре, Вот те на!
Со своей стоять соседкой, Не желает ни одна, Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Нам ребята нужно вместе числовой ряд восстановить.
Но сначала разбудим наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому,
Прибежали прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Вот мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Все пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя!
(самостоятельная работа за столами, выкладывание цифр по порядку)
Задание 4.
А сейчас математические загадки отгадайте.
Ответы покажите с помощью цифрового веера.
-Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (4)
-Вдруг упал Сережа, а за ним Алешка, а за ним Игнат.
Сколько здесь всего ребят? (3)
- На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)
-Сколько дней в одной неделе? (7)
Назовите все дни недели?
Физминутка «Дни недели»
В понедельник я стирала,
Дети наклоняются вперед, изображая стирку руками.
Пол во вторник подметала.
Дети наклоняются вперед, махи в стороны руками, изображая подметание.
В среду я пекла пирог.
Стоя, левая рука согнута в локте, изображая миску, правая замешивает тесто в миске.
Весь четверг искала мяч,
Приседания с наклонами головы влево, вправо.
Чашки в пятницу помыла,
Круговые движения кистей рук.
А в субботу торт купила.
Ходьба на месте, руки вытянуты вперед.
Всех подружек в воскресенье позвала на день рожденья.
Прыжки на месте.
Вот неделька в ней 7 дней, поскорей знакомьтесь с ней.
Дети тихо на носочках, садятся за столы.
Задание 5.
Работаем на полоске с простым карандашом. - Изобразите геометрической формой предметы, которые я назову.
Будьте внимательны,
- Тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика, огурец. - Какие у вас получились фигуры, назовите их?
- Как их можно назвать одним словом? (геомет. фигуры). - Сколько всего геометрических фигур (5)
-Ребята! Мы решили с вами все задания в стране «Математике» , а лепесточка так и не нашли не нашли.
Где же ты Женя его потеряла?
Девочка: Рядом с елками гуляла и под средней потеряла.
А как же нам найти, где здесь средняя елка?
(их надо по высоте расставить, от самой большой до самой маленькой)
(самостоятельная работа детей)
С левой стороны какая елка по высоте? (САМАЯ ВЫСОКАЯ)
С правой стороны какая елка по высоте? (САМАЯ НИЗКАЯ)
А как определить, где средняя елка? (она между ВЫСОКОЙ и НИЗКОЙ)
( В траве под средней елкой спрятан лепесток, ребенок выходит из за стола внимательно рассматривает траву и находит лепесток)
Вот Женя, мы нашли твой лепесток.
Бери его скорей.
Ребята! Вы слышите, к нам кто-то идет?
(В группу входит Королева математики, с корзиной и зеркальцем в руках:)
Здравствуйте ребята!
Путь ваш в мою страну «Математики» был далек.
Я за вами наблюдала в волшебное зеркальце.
Вы дружные и умные ребята, со всеми заданиями справились!
Я вас хвалю, и угощения дарю!
(Раздает угощения )
Ребята! Давайте поблагодарим хозяйку страны «Математики».
А нам пора возвращаться в детский сад.
Вернемся на наш ковер самолет, он нас ждал.
Присаживайтесь на свои места.
Понравилось вам ребята сегодняшнее путешествие?
А что вам запомнилось?
Вот мы и в нашей группе.
А девочке Жене пора возвращаться в свою сказку, выручать друга из беды.
(девочка Женя уходит)
Скажем ей до свидания!