Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Воздух и его свойства"»
Конспект занятия экспериментирования для детей старшей группы «Этот волшебный воздух»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.
Задачи:
Уточнить представления о воздухе;
Познакомить со способами обнаружения воздуха;
Дать представления о том, что ветер - это движение воздуха;
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, речь, зрительное и слуховое внимание, интерес к познавательной деятельности;
Воспитывать желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми допустимыми способами.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром и температурой воздуха на прогулке;
Беседы о роли воздуха в жизни животных и растений;
Разучивание стихов, считалок, потешек о воздухе и его свойствах;
Рисование по теме «Воздух»;
Изготовление вееров.
Материалы и оборудование:
Вода, прозрачные стаканчики, трубочки, пакеты из полиэтилена, бумажные салфетки, бумажные веера (для каждого ребенка);
Технологическая карта;
Знаки правил поведения во время экспериментирования.
Ход занятия
В.: Послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас!
В.: - Что это?
- Что такое воздух?
В.: Сегодня мы будем проводить опыты с воздухом. Чтобы все прошло безупречно, надо соблюдать правила:
Ничего не трогать без разрешения;
Соблюдать тишину;
Ничего не пробовать на вкус;
Все возвращать на место.
Ход экспериментирования
Просмотр мультфильма «Волшебный ветерок»
Опыт 1. Найди воздух
Цель:: обнаруживать воздух.
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт 2. Воздух и человек
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта –схема.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Опыт 3. Лодочка
Цель: показать, что воздух обладает силой.
Оборудование: таз с водой, лодочка, карта-схема.
Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?». Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.
Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.
Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.
Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.
Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.
Опыт 5. Что в пакете
Цель: сравнить свойства воздуха и воды.
Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом), карта- схема.
Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.
Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.
Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.
Опыт 6. Загадочные пузыри
Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.
Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.
Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.
Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.
Вопросы к детям:
О чем мы сегодня говорили?
Что мы делали?
Что нового мы узнали о воздухе?
Вам понравились опыты с воздухом?
Какой опыт понравился больше всего?
Что вы расскажите (маме, папе, бабушке, и др.), когда придете сегодня домой?
Воздух - один из самых удивительных веществ на нашей планете. Он прозрачный, невидимый, легкий. Воздух есть внутри нас. Мы вдыхаем и выдыхаем его. Он движется и получается ветер. Без воздуха не будет жизни на Земле.