Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках царевны – лягушки»
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках царевны – лягушки»
В конспекте занятия используется игровая мотивация: путешествие в сказку, помочь вызволить царевну-лягушку. В ходе путешествия предстоит пройти испытания в виде различных экспериментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках царевны – лягушки»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе
«В поисках царевны – лягушки»
Составила: воспитатель
Маликова Э.Д.
Нижневартовск
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
-формировать представления детей о различных свойствах предметов, веществ;
- развивать у детей познавательный интерес, через опыт; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка», рассматривание иллюстраций ксказке «Царевна-лягушка», беседы о магните, воде, соль. Эксперимент с «невидимыми» чернилами.
Инвентарь и оборудование: сундучок, письмо, записки с заданиями,мультимедийное оборудование (доска, ноутбук) смайлики для каждого участника с весёлым, грустным и хорошим настроением.
№1 –два стакана с водой (грязной и чистой), ватные диски, фильтр, пустые стаканы, воронки.
№2 - пищевая сода: пять столовых ложек;столовый уксус; половина стакана; воздушный шарик.
№4 - тазик с водой, железные предметы, набор магнитов разной величины и силы; разнообразные мелкие металлические предметы
Ход
(Звучит музыка «В гостях у сказки». На столе стоит сундучок.)
Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?
Давайте ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок»(воспитатель открывает)
-Здесь живет сказка! Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Стрелу в болото он послал, Её он еле отыскал. А жаба, что стрелу нашла, Женой затем ему была.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Иван Царевич из сказки «Царевна-лягушка»(слайд- Иван-царевич)
(звучит голос)
«Здравствуйте, ребята! Помогите мне спасти Василису Премудрую, которую Кощей превратил в лягушку. Если бы еще три дня я подождал, то моя царевна-лягушка снова обратилась бы вВасилису Премудрую и осталась бы со мной. Но я сжег лягушачью шкуру и улетела моя Василисушка, обернувшись белой лебедью к Кощею. А теперь нужно искать её за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Василиса передала мне весточку как найти путь дорогу к ней»
Воспитатель: ребята, вы хотите помочь Иван-царевичу спасти Василису Премудрую?
Дети: Да
Воспитатель: Хорошо, ребята, но чтобы в путь – дорогу нам пуститься,давайте сначала посмотрим, какую весточку отправила Василиса.Ой, что это? Посмотрите на лист бумаги. Вы что-нибудь видите на нем?
Дети: Нет
Воспитатель: Вот и я не вижу. Как вы думаете, неужели Василиса отправила нам пустой лист?.
Дети:(варианты ответов)рассматривают, смотрят на свет, используют лупу.
Воспитатель: Ребята, а вы когда –нибудь встречали тайное послание?
Дети:(варианты ответов)
Воспитатель:Ребята. А как нам всё же прочесть послание? Есть какие-нибудь идеи?
Дети:(варианты ответов)
Воспитатель:Ребята, кажется, я догадалась. Письмо написано невидимыми чернилами, а чтобы его прочитать, нам нужно провести прокрасить йодовым раствором лист бумаги. Встаньте так, чтобы всем было видно и вы друг другу не мешали.
Воспитатель:Что произошло?
Дети:(варианты ответов)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем Василиса отправила нам письмо, написанное невидимыми чернилами?
Дети:(варианты ответов)
Воспитатель: Ребята, карта у нас в руках, пора нам отправляться в путь. А пройти до места назначения можно по кочкам (Проходят до тазика с лягушками, воспитатель читает записку)
Опыт №1«Очистка озера»
Воспитатель: «На берегу нашего озера построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот и стала озерогрязной от сточных вод…Подскажите, как можно очистить наше озеро»
Воспитатель:В какой воде могут жить лягушки, рыбы, раки, растения, а в какой не могут?
Дети: ответы
Воспитатель:Ребята, а как можно очистить воду?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята,в двух стаканах вода. Чем они отличается?
Дети:В одном стакане – чистая вода, в другом – грязная.
Воспитатель: Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра (ваты), чтобы она стала чистой. Что вы видите на вате?
Дети: Мелкие частицы песка.
Воспитатель: Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище?
Дети: Одинаковая
Воспитатель:Есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.
Вывод: водуможно очистить с помощью фильтра (ваты).
Воспитатель: Вот мы и выполнили первое испытание. По следующей нашей подсказке, чтобы попасть за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царство, в подсолнечное государство нам необходимо полететь на воздушном шаре. Кто-нибудь знает, как можно надуть воздушный шарик?
Дети: варианты ответов
Воспитатель: Предлагаюодни из способов надувания воздушного шарика.
Ребята, посмотрите на необходимый для эксперимента материал.
Как вы думаете, что бы это могло быть?
Дети: варианты ответов
Опыт №2«Воздушный шар»
2 детей с помощью бумажной воронки пересыпают пять столовых ложек пищевой соды из стакана в воздушный шарик.Воспитатель наливает половину стакана уксуса в бутылку.Надевает воздушный шарик, наполненный пищевой содой, на горлышко бутылки, 1 ребенокпридерживает пластмассовую бутылочку, а 2й ребенок поднимает воздушный шарик, чтобы пищевая сода высыпалась в бутылку с уксусом.
(Сода высыпается из воздушного шарика в бутылку с уксусом, и шарик начинает надуваться)
Воспитатель: Ребята, когда уксус и сода начинает входить в химическуюреакцию, то выделяется углекислый газ, который и помог нам надуть шарик.А теперь мы отправляемся в царство Кощея на воздушном шаре.
Опыт №3. «Тонет или нет?»
Воспитатель: На нашей карте-подсказке изображено яйцо. Что бы это значило?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: Ребята, вы помните,где смерть Кощея хранится? Правильно, в яйце. А яйцо оказалось на дне озера. Как же нам его достать?
Дети:варианты ответов.
Воспитатель: А у меня есть идея!
Перед вами 2 банки с обычной водой. Давайте опустим в обе банки водой яйцо, смотрите ребята, оно сразу же пошло на дно.
А теперь давайте во вторую банку добавим соль, чтобы вода стала соленой, кто мне хочет с этим помочь? (вызывается ребенок и добавляет соль в банку и перемешивает её).
Воспитатель: Смотрите ребята, что произошло? (яйцо сразу же всплыло вверх.)
Вывод: Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.
Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет.
Воспитатель: Ребята, осталось последнее задание.
Опыт № 4 «Меч-кладенец и магнит»
На дне глубокого колодца хранится меч –кладенец, который нужен Иван-царевичу.
Воспитатель: Ребята, как помочь Иван-царевичу?
Дети:варианты ответа.
Воспитатель: Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой,серебряный, алюминиевый).
Воспитатель: Какими способами можно достать оружие?
Дети: (приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
Воспитатель:Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?
(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
Воспитатель: Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)
Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.
Воспитатель: Ребята, представьте, что колодец находится не в земле, а на земле и имеетформу стеклянного стакана. Он очень глубокий. А веревка короткая, до днане достает. Как достать оружие?
Дети: (приходят к выводу, что можно притянуть предметы через стекло)
Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Воспитатель: Спасибо вам ребята, за то, что помоглиИвану спасти Василису и освободить ее от злых чар. (слайд-Василиса и Иван)
Воспитатель: Пора нам возвращаться к себе в группу.
Ребята, скажите, а вам понравились наши испытания? А что больше всего понравилось выполнять?
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы! Самые настоящие исследователи! Иван-царевич приготовил для вас сюрприз. А что именно мы узнаем, если заглянем в наш сундучок (раздача подарков).