Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра – приветствие.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с вами, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.
Стук в дверь. Заходит почтальон.
Почтальон. Вам посылка из Нормандии от Наураши.
Воспитатель. Ребята, наш друг Наураша, что для нас прислал, давайте посмотрим. Для этого вам нужно сесть полукругом не мешая друг другу.
(рассматривание содержимого)
Воспитатель достает картины электронного, водного и комнатного термометра.
Беседа с детьми.
- Давайте вспомним, каким прибором мы измеряем температуру?
- Из чего состоит термометр? (трубочка с жидкостью, шкалы с делениями разного цвета)
- Какую температуру показывают деления синего цвета? Красного? Когда замерзает вода? (когда температура опускается ниже 0)
- С какими видами термометров мы с вами познакомились на предыдущем занятии? Температуру чего можно измерить?
- Настоящие ученые все свои предположения проверяют опытами. Вы хотите проверить свой ответ, проведя опыт? (Да)
- Каким прибором мы будем измерять температуру в лаборатории?
- Электронный датчик «божья коровка»
В: Достает две емкости с водой и льдом. Ребята та что это?
Что еще является водой?
Ответы детей.
(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”).
Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).
Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.
В: Молодцы ребята, а в нашей посылки есть еще флэшка. Давайте посмотрим, что на ней.
Это ведь наш любимый Наураша приглашает вас в свою лабораторию.
Проведение Экспериментов.
Опытно-экспериментальная часть
Воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты:
1) Измерить температуру воды с синем стакане (холодная вода)
Зафиксировать значения в листе наблюдений.
2) Вода кипит при температуре 100 градусов – это легко заметить – как? (превращается в пар)
Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода)
Зафиксировать значение в листе наблюдений.
Необходимо обратить внимание детей на осторожное обращение с горячими жидкостями.
3) – Ребята, а как получить лёд дома?
- Правильно, воду можно заморозить в холодильнике.
Наш Наураша налил воду в контейнеры и поставила в морозилку – то место в холодильнике, где температура очень низкая со знаком «-», вода замерзла.
- Вода замерзает при температуре ниже 0 градусов
Измерить температуру льда
Лёд нужно положить в прозрачный стакан. Понаблюдать с детьми сквозь прозрачные стенки стакана, как лёд тает.
Измерить температуру воды в стакане со льдом
Зафиксировать значения.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились ну- ка, ну- ка!
Распрямились, подтянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи.
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места продолжим нашу работу.
4) -Что такое 0 градусов? 0 градусов – это граница между теплом и холодом. Найдите на уличном термометре положение 0 градусов, найдите 0 на термометре лаборатории.
Налить в стаканчик холодной воды из-под крана, измерить её температуру, затем добавить в стакан несколько кубиков льда и снова измерить температуру.
Вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.
5) Эксперимент с горячей водой
Измерить температуру горячей воды – 60 градусов.
ИТОГ
- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? Обратите внимание на свой лист наблюдений.
(Холодной, горячей воды, льда)
- Какой вывод можно сделать? ….)
- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.
-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.