Конспект занятия по экологическому воспитанию "Земля-наш общий дом" для детей средней группы
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Земля-наш общий дом" для детей средней группы
Экологическое воспитание детей в наше время является очень важным аспектом воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать интерес к проблеме охраны природы, ведь земля – это наш общий дом!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Цель: формировать у детей основы экологической культуры.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Формировать интерес к проблеме охраны природы.
2.Дать понятие детям, что земля – это наш общий дом, расширять знания детей о природе.
3.Обобщать представления о животном мире. Их внешнем виде, образе жизни.
4.Формировать представление о роли природы в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать знания о природе, мышление, связанную речь, кругозор.
2. Развивать способность видеть красоту природы.
Воспитательные:
1.Развивать способность видеть красоту природы.
2.Воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, беседы о живой и неживой природе.
Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», мольберт, макет земного шара, покрытый тканью, «мусор», пакеты для мусора или коробки синего, зеленого, серого и красного цвета, бумага круглой формы для рисования знаков, фломастеры или карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя! Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся
Воспитатель заносит макет земли, накрытый тканью.
Воспитатель: Загадку отгадайте и что я принесла узнайте!
Правильно, ребята, это макет нашей земли. Наша земля, это наш дом.
Когда мы живём, мы оставляем свои следы на земле, даже если сами не замечаем, не видим их, но земля все помнит. А вы замечаете следы на земле? (Ответы детей.) Да, ребята, есть люди, которые берегут и очищаем природу от загрязнения, стараются сохранить ее, но есть и другие люди, которые загрязняют ее, оставляя мусор и разжигая костры в лесу.
Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами поговорим о том, какой след мы можем оставить на земле.
У каждого из нас есть свой дом, и в своем доме мы стараемся поддерживать чистоту, наводить порядок, украшаем свой дом.
Но люди знают, что природа – это наш общий дом, а если это так, то мы все должны поддерживать порядок в нашем общем доме, беречь и охранять природу.
Все люди на планете-это одна большая семья. Поэтому мы должны быть внимательны не только друг к другу, но и к нашему общему дому.
Природа бывает живой и неживой. Природа также заботится о порядке на земле, поэтому она создала природные явления.
А какие природные явления вы знаете, ребята? (Ответы детей.)
(ветер, дождь, снег, солнце)
Воспитатель: А как-же эти природные явления помогают Земле выглядеть чистой?
Ну, вот, например дождь? (ответы детей)
Да, дождь увлажняет землю и воздух, питает растения, пополняет водой водоёмы.
А такое природное явление, как ветер? (Ответы детей.)
Правильно, солнце дает тепло, свет, которые необходимы всему живому.
А еще какое явление природы мы не назвали? (ответы детей) Да, снег. Как-же снег заботится о земле? (ответы детей) Правильно, покрывает землю как одеяло, даёт ей тепло, утепляет корни деревьев, чтобы они не замёрзли зимой в морозы.
Основная часть
Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, входит Лесная фея.
Воспитатель: здравствуй, Фея!
Фея: здравствуйте! Здравствуйте, ребята, я слышала, что у вас в детском саду есть дружные, смелые, сильные, защитники природы и они могут помочь нашей беде. Люди, которые приходили отдыхать, рубили деревья, разжигали костры, оставили мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Природа начала погибать, растения засохли, звери, птицы, насекомые исчезли, грязно и печально стало в лесу, даже птицы не прилетают в наш лес. Только вы сможете нам помочь. Мы, очень просим вас навести порядок в лесу, но чтоб лес ожил, нужно выполнить три задания! Как попасть в наш лес скажу и дорогу покажу.
Воспитатель: Ребята, ну как, поможем Лесной Фее очистить и оживить лес?
(ответы детей)
Фея: Три раза в ладоши хлопни, три раза ногой правой топни, вокруг себя обернись и в лесу окажись!
Ребята повторяют движения и оказываются в лесу. Воспитатель находит на полянке карточки с заданиями и читает их.
Воспитатель: Расскажите, что такое «Дерево»?
Что такое дерево? (это самое большое растение)
Какими бывают деревья? (лиственными и хвойными)
Назовите части дерева (корень, ствол, ветки и листья или иголки)
Как вы думаете, дерево живое? (да)
Почему оно живое? (Оно растет, дышит, питается)
Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям?
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)
Воспитатель: ну вот, мы выполнили первое задание. Сейчас соберем мусор, разложим его в разные пакеты: бумага-красный, стекло-зеленый, пластик- синий, жестяные банки- серый. Ребята собирают и сортируют мусор. Воспитатель зачитывает второе задание: Отгадай загадки о диких животных:
Летом ходит без дорог Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну. (Волк)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, Кур в деревне крадёт. (Лиса)
Встречу радостным «хрю-хрю» На опушке я зарю. Познакомьтесь все со мной — Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета.
(Заяц)
У него иголочки, Как в лесу на елочке. Зверя лучше не тревожь! Он колючий. Это… (Ёж)
Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога! (Лось)
Кто грибов к себе в дупло Натаскал пока тепло? Не крупна она, не мелка, Каждый знает — это … (Белка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно! Со вторым заданием мы справились! Осталось выполнить третье задание.
Воспитатель зачитывает последнее задание:
Мы все, ребята, проживаем в своих чистых, уютных, теплых домах, но как только мы выйдем из своего дома, то сразу же попадаем в наш общий дом.
Послушайте, ребята:
«Словно крыша над землёю, Голубые небеса. А под крышей голубою- Горы, реки и леса, И поляны и цветы, и, конечно я и ты».
Воспитатель: как думаете, в какой такой дом мы попадаем? Правильно в дом – природу.
1.Давайте посмотрим ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы и сравним их. (Картины.)
2.Почему в нашем доме бывает светло? (От ламп.)
3.А в природе что можно сравнить с лампой? (Солнце.)
Но ведь солнце не только светит, но и греет, значит, его можно сравнить ещё с чем?
(с отоплением или печкой, батареей)
4.На полу у нас лежат ковры, а на земле с чем мы их можем сравнить? (с травой)
5.Дома мы принимаем душ, а в природе это…? (Дождь)
6.Дома для охлаждения мы включаем вентилятор, а в природе это…?(ветер)
7.В доме мы ходим по полу, а в природе? (по земле.)
8.В обычном доме стены бывают каменные и деревянные, а в доме природы? (Горы и деревья.)
9.Дома горит пламя на газовой плите, а в природе огонь, откуда берется? (из вулкана или разряда молнии.)
10.Дома охлаждаем и замораживаем продукты мы в холодильнике, а в природе?
(снег выпадает в виде осадков, а зимой наступают морозы, как явление природы)
11.Дома у людей живут какие животные (Домашние.), а в природе, в лесу животные…(дикие)
12.Дома растут растения какие? (комнатные), а в природе? (дикорастущие растения)
13.Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
Воздух нужен всем живым существам и растениям как домашним, так и диким.
Заключительная часть
Воспитатель: вот и третье задание мы выполнили. Молодцы, ребята!
Ведь мы, ребята сейчас оставили свой след на земле. Какой след мы оставили?
(очистили лес, оживили природу) Чтобы в лесу больше никто не ссорил и не рубил , не жёг деревьев, мы с вами нарисуем знаки о бережном отношении к природе и пошлем их Лесной Фее, чтоб она развесила их в разных местах в лесу, чтобы люди видели правила поведения в лесу.
А сейчас мы с гордостью можем вернуться в свой детский сад, повторяйте за мной: три раза хлопни, три раза правой нагой топни, вокруг себя обернись и в детском саду окажись!
Прежде чем начать рисовать, сделаем разминку:
Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: чтобы деревья не рубили, мы нарисуем…(топор), и перечеркнем красной линией. Чтобы не жгли костры, мы нарисуем с вами…(огонь), и также перечеркнем красной линией. Чтоб не оставляли мусор, нарисуем мусор (разбитую бутылку, банановую кожуру, консервную банку), и зачеркнем красной линией.
Воспитатель: Молодцы ребята, знаки получились замечательными и понятными, теперь все будут знать какие правила нужно соблюдать в лесу.
Что мы сегодня узнали нового? Узнали, что земля, это наш дом, что все люди – братья, что нужно беречь и охранять свой дом, оберегать природу, ведь она нуждается в нашей защите.
Кто сегодня приходил к нам за помощью?
Какие задания мы выполняли, чтоб спасти лес?
Как вы думаете, всё получилось? Вам понравилось занятие?
Послушайте стихотворение Якова Акима о нашей чудесной планете:
Наша планета
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!