kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Лекарственные растения. Травы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Учить детей бережно относиться к «детям природы».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Лекарственные растения. Травы.»»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Лекарственные растения. Травы.»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Учить детей бережно относиться к «детям природы».

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;

- Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);

- Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;

Развивающие:

- Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности;

- Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- Воспитывать умение правильно вести себя на природе

Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Обогащение и активизация словаря:

Лекарственные растения, календула, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная, обогащать природовеческий словарный запас.

Предварительная работа:

- Беседы о пользе лекарственных растений;

- Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;

- Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;

- Разучивание стихов, отгадывание загадок.

- Игры «Узнай растение»«Определи на запах».

Материалы и оборудование:

Плакаты «Растения», «Сорные растения», иллюстрации с изображением лекарственных растений, занесенных в красную книгу, коробочки с лекарственным сырьем, емкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, , фонограмма «Звуки леса», презентация «Лекарственные растения Донбасса».

Ход занятия:


Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений. Наше сегодняшнее путешествие будет проходить под девизом «Все горы выысокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих травах и попробуйте отгадать их названия.

Экологическая игра «Узнай целебную траву» (После отгадывания показываю картинку) 

1.Не пустили в огород-

Оттого она и жжет.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

2.Каждый Лист мой любит тропки

У обочины дорог.

И однажды людям добрым

Раны вылечить помог (Подорожник)

3. Рос шар бел, дунул ветер-

Шар улетел. (Одуванчик)

4. Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая ? (Ромашка)

-Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

Воспитатель: И крапиву и одуванчик, подарожник и ромашку можно объединить в одну группу, какую? (Это лекарственные растения.)

-Давайте поговорим с вами для чего они нужны человеку? (Для того, чтобы не болеть или лечиться ими если уже заболели.)

- Как человек стал искать помощи у растений? (Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев ее, они выздоравливали).

Дети подходят к мольберту и рассматривают плакаты «Сорные растения», «Растения».

Воспитатель: Здесь, ребята изображены сорные травянистые растения. Обратите внимание, что среди них есть лекарственные. Посмотрите на это растение (показ на плакате).

-Как оно называется? (Подорожник)

-Как вы думаете, почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Его так назвали потому, что подарожник растет вдоль дорог.)

-Ребята, подарожник часто называют «порезник» , «ранник» , «чирьевая трава» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства. Почему? (Потому, что его листыприкладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются.)

-Что еще вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? (Листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве.)

-Какое из лекарственных растений на плакте вам знакомо? (Ответы детей-одуванчик).

-Расскажите, что занете об одуванчике? (Растет на лугах, полях, в огороде. Из листьев одуванчиков делают салат,…)

-Пройдите к следующему плакату. О каком растении говорят, что оно жжет? (Так говорят о крапиве).

-Кто покажет нам это растение на плакте? (Дети показывают). Чем полезна крапива ? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А еще укрепляет волосы).

-А какое еще растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник).

-Правильно, тысяччелистник. Почему он так называется? (Ответы детей).

-Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются).

-Посмотрите внимательно на плакат, назовите какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети назвают – облепиха, малина, смородина, шиповник, и т.д.)

-Чем они полезны? Что готовят из ягод этих растений? (Их ягоды богаты витаминами. Из ягод готовят компоты, морсы и витаминные напитки).

-Ребята, вот сколько много оказывается лекарственных растений произростает на территории нашей Родины. А чтобы их было еще больше на земле, давайте попросим дождик чаще их поливать.

Физминутка «Дождик»

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек.  (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят.

(Хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

(Шагаем на месте.)

Экскурсия на луг с лекарственными растениями. (Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Воспитатель: Вот и закончился дождтк, выглянуло солнышко и сейчас предлагаю вам отправиться на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Ребята, присаживайтесь на полянке, отдохните и вспомните правила сбора растений. Необходимо не только назвать, но и объяснить, почему нужно делать так, а не иначе.

-Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений? (Ответы детей). Правильно, листья и стебли собирают, когда растение цветет,цветки – в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни – осенью.

-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу. (Рябчик малый, ромашка аптечная, ландыш, сон-трава, ковыль незаметный, пион тонколистный…). Правильно дети. Посмотрите–это самые известные лекарственные растения нашей местности занесенные в Красную Книгу (показ иллюстраций). Здесь также показаны ядовитые растения, они могут нанести непоправимый вред вашему здоровью и с ними надо быть очень осторожными.

-Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. (Показнескольких образцов гербария.) Скажите, где и как, нужно хранить высушенные лекарственные растения? (Высушенные растения хранят в сухом, темном, прохладном месте, упаковывают в льяные мешочки, или бумажные пакетики, или подвешивают связанными в небольшие пучки).

-Вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

Исследовательская игра «Мы – фармацевты».

Воспитатель: Дети, кого называют фармацевтами? (Ответы детей).Правильно, фармцевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и присаживайтесь на свои рабочие места – вот за этот стол. (На столе подготовленно оборудование – одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики, прозрачные коробочки с травами и т.д.)

-Это все лекарственное сырье – высушенные и измельченные травы, сушенные ягоды и плоды. Сейчас я вам раздам рецепты, вы внимательно их изучите, и будете готовить различные сборы. Вы должны сами определить и смешать, чтобы получить желаемый сбор: (Например: грудной сбор, витаминный, настойка от насморка и т.д.).

Объясняю назначение посуды: это стаканчики и мерные ложки – и с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей емкости и наливать в кувшины. Приступайте. (Дети смешивают ингридиенты согласно рецептам.)

-Теперь, что надо сделать с подготовленным составом? (Ответы детей) Верно, один из способов, компонент заливается крутым кипятком и настаивается около часа. Если готовить настой в термосе, то крышку не надо завинчивать плотно. Это нужно для процесса экстракции. Другой способ: сухую траву томят на пару или готовят на маленьком огне, не доводя до кипения. Точка кипения разрушает в травах множество полезных веществ. Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовые напитки. А пока наши напитки завариваются, предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Донбасса».

Воспитатель: Давайте, теперь рассмотрим и попробуемс, что за напиток получился у наших фармацевтов. (Дети рассматривают цвет напитка, пробуют настой, обсуждают вкус и запах).

-На память о нашем занятии, я каждому из вас подарю открытки с изображением лекарственных растений. Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Николаевна Раковец

Дата: 10.12.2023

Номер свидетельства: 641817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства