Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях.
2. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Развивающие:
1. Развивать мышление, умение делать выводы.
2. Развивать активность и выдержку.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: мешочки с сухими травами, рисунки лекарственных растений, игрушка-персонаж «Лесовичок».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Приветствие:
Здравствуй, солнце,
Здравствуй, небо,
Здравствуй, Зимушка-Зима,
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно! Сейчас на улице зима, очень холодно. Зимой и взрослые, и дети часто болеют. А чем вас обычно лечат родители?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы укрепить и сохранить своё здоровье. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, нужно закаляться, делать зарядку, на прогулку одеваться по сезону. Но если всё-таки случилось, что кто-то заболел, нужно немедленно начать лечение. Мы с вами уже много знаем о растениях, без которых жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. Растения-наши самые верные и близкие друзья и помощники. А чтобы больше узнать о них, мы отправимся в «Зелёное царство».
И так в путь:
По ровной тропинке сначала мы идём,
Затем по кривой все змейкой пойдём.
Кочка на нашем пути впереди,
До ближнего дерева нужно дойти.
Впереди течёт река
Широка и глубока.
Будем весело шагать,
Ноги выше поднимать.
Мы по мостику пошли
Домик сказочный нашли.
Кто же в домике живёт?
(стоит домик с надписью «Лесовичок»
Воспитатель: Здесь живёт старичок-Лесовичок. Он охраняет лес и лесные богатства. Давайте поищем, где же он спрятался. (Дети находят игрушку Лесовичка). Послушайте историю, которую вам расскажет старичок-Лесовичок.
Природа предоставляет человеку большое разнообразие даров-лекарства от всех на свете болезней. Их только нужно знать и уметь ими пользоваться. С давних пор человек замечал, что звери лечатся травами, разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о полезных свойствах растений. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
Воспитатель: Посмотрите, сколько вокруг на полянке разных растений, назовите их. Какие из этих растений – лекарственные?
- Кто из вас собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями? (ответы детей).
Про какое растение эта загадка.
Не пустили в огород-
Оттого она и жжёт. (крапива)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его-серёжки,
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он-как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (подорожник)
Найдите и покажите эти растения.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава.
Плохой аппетит-корень одуванчика.
Простуда-душица.
Рана на руке-подорожник.
Ангина-мать-и-мачеха.
Ребята, старичок-Лесовичок – большой выдумщик и фантазёр. Он приготовил для вас сюрприз. У него есть чудесные мешочки, и он хочет с вами поиграть. В мешочках лежат травы. Вы должны по запаху определить названия растения.
Проводится игра «Угадай растение по запаху».
А сейчас немного отдохнём:
Вот как солнышко встаёт:
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдёт:
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо-
Солнышко смеётся.
А под солнышком таким
Веселей живётся.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто- то плачет. Посмотрите, кто же это? (ответы детей). Верно, это маленький зайчонок. Что- то у него случилось? Ребята, у зайчонка температура, он весь горячий. Давайте поможем ему. Вспомните, как вас дома лечит мама? (ответы детей).
Давайте напоим зайку лечебным чаем. (показ воспитателя как нужно приготовить чай. Обратить внимание, что это должен делать только взрослый).
Ребята, смотрите наш зайка повеселел, и он благодарит вас за оказанную помощь. Давайте его отпустим, пусть бежит к своим друзьям.
Воспитатель: Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека-это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать. Давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений.
1. Собирать нужно только те растения, которые хорошо знаешь.
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. А как вы думаете, почему? (ответы детей)
4. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего, чтобы и другие люди и животные могли ими воспользоваться.
Все свои сокровища природа отдаёт человеку и за это просит только одного: беречь её!
Вот и подошло к концу наше путешествие, мы отправляемся обратно в детский сад, где мы с вами сможем отведать вкусный и полезный чай.