Конспект занятия "Мир камней". Кружковая работа в детском саду
Конспект занятия "Мир камней". Кружковая работа в детском саду
Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней, устанавливать связи между явлениями природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная. Цель: систематизация знаний и умений детей по теме «Эти удивительные камни».
Задачи:
Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней, устанавливать связи между явлениями природы;
Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности;
Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.
Материалы и оборудование: иллюстрации, карточки подсказки, разнообразные камни, материалы для опытов с камнями, шкатулка с камнями, магнитофон, запись «Стукалочки», камешки-конфетки.
Планируемый результат:
- закрепление знаний о камнях;
- развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности;
-умение называть, различать и классифицировать камни по разным признакам (цвет, форма, размер, качество);
-умение свободно пользоваться материалами для опытов с камнями;
-умение аргументировать свой ответ, выполнять поставленную задачу;
-развитие художественных способностей.
Ход ОД:
Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра – приветствие.
Наши умные головки (руками взяться за голову,
Будут думать много, ловко (раскачивают головой вправо, влево).
Ушки будут слушать (руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить (чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать (хлопки руками),
Ножки будут топать (ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг, другу улыбаемся (дети улыбаются друг, другу)
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. Молодцы!
Стук в дверь, заходит Хозяйка горы.
Х.Г.: Здравствуйте, дети! Я - Хозяйка горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, цените красоту природы и исследуете окружающий мир. Я живу среди гор, камней и принесла для вас что-то очень интересное!
(показывает шкатулку)
Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, что же находится в моей шкатулке!
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Х.Г.: Молодцы, отгадали! Действительно, в моей шкатулке - камушки, но не один, а много! И я вам их оставлю в группе, хочу, чтобы вы с ними познакомились и узнали их свойства.
Воспитатель: Спасибо, мы с ребятами очень рады вашему подарку.
Х.Г. прощается, уходит.
Воспитатель: (открывает шкатулку, показывает детям, что в ней)
А где в природе мы можем увидеть камни? (в(на) земле, в горах, воде)
Хотите отправиться в лабораторию, попробовать себя в роли учёных? (да)
Быстро глазки закрывайте,
Камни вы все представляйте…
Крибле. крабле, крубле, кри,
В лабораторию попади…
(дети открывают глаза)
Посмотрите, вот и наша лаборатория, занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней.
(дети подходят к первому столу)
Но, прежде, давайте сначала вспомним, как нужно вести себя в лаборатории
(называют правила поведения в лаборатории)
Воспитатель: Обратите внимание у нас на столе подносы с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.
-Камни одинаковые или разные?
-Чем ваши камни, ребята, отличаются? (Они большие и маленькие, разной формы, гладкие и шершавые)
-Какого цвета камни у вас?
-А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)
-Как одним словом сказать о цвете камня - иметь разную окраску (разноцветный)
-Как вы думаете, какой картинкой можно отобразить это свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета).
Предложить ребенку поместить этот знак на доску.
- Молодцы!
-Давайте сядем за столы и продолжим исследовать наши камешки.
(дети садятся за столы, перед ними тарелочки с необходимыми материалами)
Воспитатель: Ответьте мне на вопрос: Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет? (ответы детей)
-Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?
-Почему тесто изменило свою форму? Тесто мягкое и пластичное.
-Что с камнем произошло? Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.
-Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней - Твёрдость.
-Давайте подумаем и найдем ту карточку, которая нам может помочь обозначить твердость (твёрдый как гвоздь). Верно, эта картинка означает твёрдость.
Воспитатель: Продолжим разговор о камнях…
-Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим? (Выслушать полные ответы детей).
- А почему вы так думаете (рассуждения детей)
- Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальный стаканчик с водой и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.
-Что произошло? (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности, а камень опустился на дно.)
-Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий).
-А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)
-Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня….они тяжелые, тонут в воде
-Давайте найдёт нам следующее условное обозначение. (Гиря)
-Как вы определили, что «Гиря»(добиваться полных и развернутых ответов).
-Верно камень не перо - его ветром не унесёт, они тяжелые, камни тонут в воде.
-А вы знаете, ребята, что есть огромные горы, которые состоят из камней.
-Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель: Подойдите ко мне, смотрите, на моём столе большой камень.
-Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.
-А как мы сможем проверить? (пробуют: ударить камень о камень)
- Попробую стукнуть по камню молотком…
- Какой можно сделать вывод? (камни прочные, он не крошится, не ломается)
-Да. Камень остался невредим!
Давайте выберем картинку для схемы.
Воспитатель: Объясните, почему выбрали замок? (он прочный)
- Да, замок позволяет прочно закрывать двери.
- Молодцы.
- Могут ли камни издавать звуки?
- Возьмите два камешка в руки, и послушайте, как они стучат друг о друга.
- Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент, давайте попробуем.
Музыкальная пауза. «Каменный оркестр»
Дети кладут один камушек, а один оставляют в ладошках.
Воспитатель: Давайте сожмем камушки в ладошках и согреем их своим теплом.
Упражнение «Оживляем камень»
Воспитатель: Камень, камень, возьми тепло моих рук Доброту моего сердца и подари моему другу. (дети обмениваются камнями) - Ребята, что вы чувствуете? (ответы детей) - Камень стал тёплым, горячим от вашей доброты. Вы поделились своей добротой с другом и теперь ваша дружба станет крепкой как камень.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вновь повторим волшебные слова.
Вы все глазки закрывайте,
Сад скорее представляйте…
Крибле. крабле, крубле, кри,
В детский садик попади…
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.