Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Изготовление куклы-скрутки"»
Ведущая образовательная область: художественное творчество.
Вид деятельности: трудовая, познавательная.
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной куклы- скрутки, а также формирование эмпатии и сплочённости детского коллектива.
Задачи:
Образовательная:
- Обучать детей технике изготовления куклы – скрутки с использованием скрутки ткани, накручивания нити и завязывания узлов;
-Закреплять умение детей работать по схеме;
- Обогащение словарного запаса детей словами «скрутка», «оберег», «пеленашка»;
- Обогащать знания воспитанников об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
Развивающая:
-Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;
-систематизировать представления детей об основных эмоциях ( радость, грусть, удивление, злость, страх).
Воспитательная:
- Прививать интерес и любовь детей к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
- Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле;
- Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы-скрутки.
Материал. Сундучок, «кукла-скрутка», схематичные рисунки с изображением некоторых этапов работы, 2 лоскутка ткани, нитки для завязывания узлов (на каждого ребенка).
Ход:
1. Организационный момент
Объявление темы, настрой на занятие.
Психолог:
-Здравствуйте, Ребята! Я рада всех видеть. Давайте начнем сегодняшнее занятие с традиции приветствия! (дети встают в круг)
Давайте вытянем ручки вперед – к центру круга и соединим все ручки вместе. Давайте представим, что мы одно большое солнышко, а наши ручки – это его лучики, по которым проходит тепло к каждому из нас. Представили? (ответы детей). А теперь, когда каждый из нас получил тепло от солнышко, давайте дружно скажем друг другу «Привееет!» и здравствуйте гостям!
2. Основная часть
Стук в дверь. Психолог заносит куклу в русском сарафане Рукодельницу.
Психолог ( Рукодельница): Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! (дети здороваются)
Садитесь рядком поговорим ладком! ( садятся за столы)
Зовут меня девица – Рукодельница,
Из сказки «Метелица».
Я без дела не сижу, что умею – покажу!
По лесочку я гуляла, сундучок вдруг увидала!
Посмотрите - как хорош! Другой такой же не найдёшь!
Буду вещи в нем хранить, как бы мне его открыть?
Здесь записочка лежит, что она нам говорит?
Записка: Сундучок этот с сюрпризом! В нем хранится то, что загадано, но не отгадано! Кто загадки отгадает, сундучок, тот открывает, все сюрпризы достаёт и детишкам раздаёт!
Психолог: Что же делать? Очень хочется мне сундучок открыть!
Ребята, вы поможете мне загадки отгадать? (дети: Да)
В загадках спрятаны подсказки, которые помогут нам угадать, что спрятано в сундучке!
1-я загадка красная: Рассмотрите картинки и найдите лишнею. Почему?
(Наводящие вопросы по ходу, до получения ответа «игрушка»)
Психолог: Значит, в сундуке спряталась игрушка!
2-я загадка синяя: А в этом ряду что лишнее? Почему?
(Наводящие вопросы по ходу, до получения ответа «старая, старинная, древняя игрушка»)
Воспитатель: Так-так! Игрушка в нем старая, древняя, старинная!
Но сундучок, то не открывается….
Я знаю, что в давние времена не было фабрик, где изготавливали игрушки, и люди делали своими руками. Как вы думаете, из чего в древности люди делали игрушки!
Как вы думаете почему её так зовут? (она в пеленке запелената)
Давайте повторим, как её зовут? «Пеленашка»!
Её подкладывали в колыбельку к младенцу, чтобы она его оберегала. Поэтому эти куклы называли оберегами.
Повторяйте за мной: Оберег, оберегала. (2 раза)
(Показывает скрутку) Эту куклу называли Скруткой. Как вы думаете, почему?
(скручена из ткани)
Её подвешивали над колыбелькой младенца, чтобы он с ней играл, она его развлекала и тоже оберегала. Поэтому эта тоже оберег.
Повторяйте за мной: Оберег, оберегала. (2 раза)
Эти куклы делали для детей сначала взрослые, а потом уже сами дети делали их для себя и своих близких. Куклы бережно хранили, брали с собой в дорогу и передавали в дар своим детям.
Понравилась вам кукла? (да)
Сейчас я вас научу, как самим сделать куклу – скрутку.
Чтобы сделать куклу нам надо быть внимательными и стараться точно выполнять инструкции.
1)Возьмите большой кусочек ткани и положите его изнаночной стороной вверх.
2)Поверните ткань длинной стороной к себе.
3) А теперь мы будем скручивать ткань. А как скручивать нам подскажет схема.
Кто догадался, скажите, как вы будете скручивать? (Сверху и снизу до середины)
Что получилось? (трубочка, скрутка)
4)Сложите обе стороны скрутки, друг на друга.
5) Посмотрите на другую схему. Что мы теперь должны сделать? (Перегнуть пополам, перевязать нитью и завязать на узел, чтобы получилась голова куклы)
Хочу вам рассказать секрет! Чтобы накрутить нить, надо взять скрутку в левую руку, конец нити прижать большим пальцем к скрутке и правой рукой накрутить нить вокруг скрутки так, чтобы остался небольшой конец нити. Взять обеими руками за концы и потянуть в разные стороны. Теперь завязать нити на два узла.
Голову и туловище мы сделали. Как будем делать руки? (скрутим другой кусочек ткани)
6)Посмотрите на следующую схему и сделайте скрутку из второго кусочка ткани.
Где надо перевязать на узел скрутку, чтобы получились руки? (По краям, немного отступив от края) Руки кукле мы сделали и можем немного отдохнуть.
3. Физкультминутка
Встанем все мы по порядку на веселую зарядку! ( дети встают в круг)
«Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик». Будильник зазвонил – зззззз. Мы его остановим – дети слегка ударяют себя ладошкой по голове.
А теперь начинаем лепить наше лицо:
«Лепим лицо»- проводя руками по краю лица.
«Лепим волосы»- нажимаем подушечками пальцев на корни волос.
«Лепим брови»- проводят кончиками пальцев по бровям.
«Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы
по крыльям носа вниз.
7) Что мы должны сделать дальше? (Вложить руки в туловище и перевязать пояс кукле)
Теперь чтобы наши куклы были красивыми, как вы думаете, что надо сделать?
Правильно, отрезать ножницами длинные нити и расправить кукле подол платья.
4. Итог занятия
Психолог:
- Вставайте, не бегите, ко мне тихо подходите.
Встанем кружком, поговорим ладком.
Куклами поиграем, друг друга позабавим!
Наши куклы хороши, сделаны ведь от души!
Всем знакомым их покажем, и как делать их расскажем!
-Ребята, вы обратили внимание, что у наших кукол нет лица?
Значит, говорить она не может и рассказать о себе тоже не может, а еще наша кукла не может выражать свои эмоции.
-Ребята скажите, как мы выражаем свои эмоции?
А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? Конечно можно понять по мимике человека. Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
Я предлагаю, нашим куклам подобрать лицо с определённой эмоцией.
На столе картинкой вниз лежат лица с изображением эмоций, вы должны взять это лицо и приставить своей кукле, никому не показывая. Ваша задача по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики. А мы отгадаем какое настроение у вашей куклы.
Ребята должны вспомнить ситуацию, в которой возникает эта эмоция.
- Вот мы ребята и оживили наших кукол мы им выбрали лицо с настроением, но так как эта кукла- оберег, мы все же оставим ее без лица, чтобы она оберегала нас от злых духов.
-Наше занятие подошло к концу, возьмите кукол и улыбнитесь все друг другу, а я улыбнусь всем вам!