Предварительная работа: просмотр презентации «Российский Дед Мороз»; составление писем Деду Морозу, работа по карте, глобусу, д/игра «Найди страну, которую назову», разучивание физкультминутки.
Материалы и оборудование:интерактивная доска, планшеты, письма детей к Деду Морозу, почтовый ящик, магнитофон, запись фонограммы песни «Сами саночки бегут» муз. Филиппенко, сл. Волгиной.
Раздаточный материал на каждого ребенка: карточки с д/игрой «Найди лишнее», простые карандаши, разрезные картинки с изображением Дедов Морозов разных стран.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход НОД.
I.Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение
«Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно:
Здравствуй, здравствуй – Новый год! »
Воспитатель: А, что такое Новый год?
Дети: Это самый любимый и долгожданный для детей и взрослых праздник – Новый год!
Воспитатель: Кто приходит на этот праздник?
Дети:Дед Мороз и Снегурочка.
Воспитатель: А, что вы знаете о Дедушке Морозе? (ответы детей)
Воспитатель: Для самых маленьких это – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!
Воспитатель: В каком городе живёт Дед Мороз?
Дети: В Великом Устюг.
Воспитатель:В России Дед Мороз проживает в Великом Устюге, в сосновом бору. Ребята, хотите посмотреть, чем он сейчас занимается. У меня есть волшебное яблоко, которое поможет нам открыть волшебное окно(дети подходят к экрану.Слайд1).Только надо сказать волшебные слова:
Катись, катись, яблочко,
По волшебному подносу,
Покажи нам, яблочко,
Дедушку Мороза со Снегурочкой.
(Дети садятся на стульчики, на экране изображение Деда Мороза и Снегурочки).Слайд 2.
II.Основная часть.(Беседа с детьми)
Воспитатель:Вот он наш российский Дедушка Мороз! Готовится к Новому году. Собирает подарки для детей. Спешит всех поздравить.Давайте посмотрим, во что одет наш Дедушка Мороз!
Дети: носит шубу до земли, красного, синего цвета, расшитую серебром, высокую шапку, валенки, в руках у него ледяной посох и мешок с подарками.
Воспитатель:А, может кто знает, как еще называют российского Деда Мороза?
Дети:Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице.Воспитатель:Изначально все они были недобрыми существами. После них наступала стужа и лютый холод. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей.На чём может приехать Морозко? Какие у него есть средства передвижения?
Дети: ходит пешком, на лыжах, на тройке лошадей. Слайд 3.
Воспитатель:Как вы думаете, ребята, в других странах Деды Морозы приходят к детям? (ответы детей).А, какие Деды Морозы к ним приходят? Похожи они на российского Деда Мороза?(ответы детей). Хотите узнать, как они выглядят? Предлагаю отправиться в новогоднее путешествие по разным странам и посмотреть, какие там Деды Морозы. Согласны?
-Путешествовать будем через волшебное окно. Говорим волшебные слова:
Катись, катись, яблочко
По волшебному окошечку,
Покажи нам Новый год в разных странах.
Воспитатель:Итак, мы в Америке. Кто знает, как зовут Этого Мороза?
Дети:Санта Клаус. Слайд 4.
Воспитатель:В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу. Чем отличается российский Дед Мороз от Санта Клауса? Слайд 5.
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Кто помогает Деду Морозу, а кто Санта Клаусу? Слайд 6.
Воспитатель: Снегурочка и эльфы перепутали одежду своих волшебников, давайте поможем им разобраться. Д/игра «Одень Деда Мороза».
Воспитатель: Отправляемся дальше.Теперь мы попали с вами в Бельгию. Здесь Дед Мороз - Святой Николай. Слайд 7. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках — розги для шалунов.Святой Николай и Черный Питер придумали вам задание.
Д\игра «Найди лишнее» (лыжи, сноуборд,коньки, скейтборд, санки, велосипед). Слайд 8. (Каждый ребенок выполняет задание на карточке, один на интерактивной доске).
Воспитатель: Отправляемся в другую страну. Мы уже в Италии. В этой стране в Новый год к детям приходит зимний волшебник дедушка БабоНаттале. Слайд 9. Двери ему не нужны – он пользуется печной трубой, чтобы спуститься с крыши в помещение. Для того, чтобы Баббо Натале смог немного поесть с дороги, у камина или печи дети всегда оставляют чашку с молоком. А фея Бефанадарит послушным детям подарки, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки. Фея Бефана предлагает вам, ребята, немного отдохнуть.
Физкультминутка «Зимой». Слайд 10.
(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения под музыку «Сами саночки бегут»муз. Филиппенко, сл. Волгиной).
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, (имитируют катание на лыжах)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки!(показывают большим пальцем вверх)
Воспитатель:Путешествуем дальше. Во Франции два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль(Рождественский Дед).Слайд 11.У него белая борода и красное пальто,путешествует в санях, запряженные оленями. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. На нем меховая шапка и тёплый дорожный плащ. Пер Ноэль добрый и приносит детям в корзине подарки для хороших детей, а для непослушных и ленивых в корзине Шаланда спрятаны розги. Французские деды морозы хотят проверить, знаете ли вы зимние месяцы?
Дети:декабрь, январь, февраль.
Воспитатель:Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте, когда это бывает и найдите картинку, соответствующую этому месяцу.
Д/игра «Соотнеси загадку с картинкой».
1.Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега,
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год! (декабрь)Слайд 12.
2.Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь). Слайд13.
3.По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну так, что за месяц это? (февраль)Слайд14.
Воспитатель:А, вот в Норвегии подарки детям раздают маленькие человечки. Этих человечков называют домовыми — ниссе.Слайд 15. Они носят вязаные колпачки очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства.
Д/игра «Собери разрезные картинки». Слайд 16. (Каждый ребенок собирает свою картинку, один на планшете).
Заключительная часть. Слайд 17.
Воспитатель:Вот и подошло к концу наше путешествие. Деды Морозы – они все такие неодинаковые, но все они приносят подарки, каждый делает это по-своему.В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы. Новогодние подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании.В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике. Куда прячет наш российский Дед Мороз подарки?
Дети:кладет их под елку.
Воспитатель:На самом деле, не важно, когда и как празднуют люди Новый год или как зовут снежного дедушку, главное, что в новогоднюю ночь все вы, добрые и послушные дети, всегда получат от Деда Мороза прекрасные подарки! Я знаю, что вы приготовили письма Деду Морозу. Он прислал почтовый ящик, чтобы они могли быстрее дойти до места назначения. Тогда дедушка успеет их прочитать и выполнить ваши пожелания. (Дети опускают письма в почтовый ящик).
- Давайте в знак благодарности споем песенку про Деда Мороза. (Дети поют песенку «Дед Мороз и валенки» муз. В.Шаинского).