kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект родительского собрания "Учет психологических особенностей детей раннего возраста в процессе адаптации к услолвиям ДОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация включает в себя конспект родительского собрания в ранней возрастной группе ДОО. В рамках мероприятия раскрываются психологические новообразования возраста детей данной категории. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания "Учет психологических особенностей детей раннего возраста в процессе адаптации к услолвиям ДОО"»


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

«Психологические особенности детей раннего возраста»


Возраст от 1 года до 2 лет в психолого-педагогической литературе принято называть «ранним возрастом».


Для того чтобы лучше понять, как правильно воспитывать ребенка, родителям нужно знать особенности физического и психического развития детей раннего возраста.


В то же время нельзя забывать о том, что на планете нельзя найти абсолютно одинаковых взрослых, что уж говорить о детях? Мы рождаемся с разными типами нервной системы, даже в одной семье может быть разное отношение к каждому ребенку (разные взгляды на воспитание, разное количество внимания и т.д.)…


ВОСПРИЯТИЕ

Это ведущий процесс в этом возрасте, имеет «полевой» характер.

Другими словами, для малыша интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним.

Поэтому:

- если Ваш ребенок в магазине или на площадке хватается за любую попавшуюся ему на глаза игрушку, отнимает ее у другого ребенка, даже если рядом лежит, с нашей точки зрения, точно такая же;

- если он любит открывать, разбирать, переворачивать, катать, бросать игрушки…

Такое поведение соответствует возрасту и не должно пугать вас.

Тем не менее, спокойно смотреть на то, как ребенок разбрасывает или ломает игрушки тоже не стоит. Малыш только учится обращаться с тем или иным предметом, учится разделять вещи на свои и чужие, и кто, если не Вы, первые учителя, научит его делать это правильно?


ВНИМАНИЕ

Непроизвольное, быстро переключаемое. Зависит от эмоциональной значимости воспринимаемого предмета.

Другими словами, дети этого возраста пока не способны долго удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности. Они замечают только то, что им по-настоящему интересно.

Поэтому:

- если Ваш ребенок не способен заниматься одним видом деятельности дольше 3-5 мин;

- если он быстро переключает внимание с одного предмета на другой;

- если в одном занятии он усидчив, а за другое его даже не усадить…

Такое поведение соответствует возрасту и не должно пугать вас.

Постепенно, ближе к 3-м годам, дети становятся более усидчивыми, стараются доводить начатое дело до конца, даже если что-то не получается. Но это происходит лишь в том случае, если взрослые в раннем возрасте не предъявляли завышенные требования к ребенку, не ругали его за невнимательность, не «отбили» у него интерес к тому или иному виду деятельности.


ПАМЯТЬ

Непроизвольная, преобладает зрительно-эмоциональная.

Другими словами, дети раннего возраста обладают хорошей памятью, в ней хранятся образы знакомых людей, предметов, действий, ситуаций, но она актуализируется главным образом при их узнавании. Непроизвольность памяти выражается в том, что ребенок пока еще не ставит перед собой задачу запомнить или вспомнить что-то. Можно сказать, что воспоминания всплывают как бы помимо воли малыша или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет, показать или назвать что-то, прочитать знакомый стишок или спеть песенку, выполнить то или иное действие. Малыш запоминает то, что было ему интересно.

Очень важно, чтобы близкий взрослый чаще помогал ребенку узнавать образы знакомых предметов, действий, а также расширял кругозор ребенка еще незнакомыми явлениями.


МЫШЛЕНИЕ

Наглядно-действенное. Источник интеллектуального развития - предметная деятельность.

Другими словами, мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок непосредственно воспринимает, которые он держит в руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется им путем практических действий с предметами. Такое мышление психологи называют наглядно-действенным.

Поэтому:

- если Ваш ребенок разбирает предметы на запчасти, строит башенку из кубиков (или наблюдает, как это делаете Вы) и тут же ломает ее;

- если ему интересны любые новые предметы или игрушки и хочется все потрогать, понюхать, попробовать на вкус и т.д.

Такое поведение соответствует возрасту и не должно пугать вас.

Покупайте своему малышу игрушки, соответствующие его возрасту (разнообразные пирамидки, вкладыши, коробки форм, матрешки, мячики, кубики, игрушечная посуда, инструменты и т.д.). Пусть они будут разного размера, формы, цвета, фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, колючие, холодные, теплые).


Кроме того, в силу своего наглядно-действенного мышления ребенок в раннем возрасте еще не способен самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и действиями. Он постигает этот мир путем проб и ошибок.

Он поймет, что чайник горячий, а нож острый, только если убедится в этом на собственном опыте. Поэтому очень важно, если взрослые в безопасной для жизни и здоровья малыша обстановке помогут ему провести эти эксперименты.

Не обладая логическим мышлением, малыш от года до трех лет не может ответить на вопрос «Почему ты это сделал?», который так любят задавать родители. Только с Вашей помощью постепенно ребенок научится улавливать эти связи.


ЭМОЦИИ

Сильные, неустойчивые. Бурная радость может быстро сменяться плачем и наоборот.

СТРАХИ.

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

       Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления.


ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Малопродуктивны. Характерна «игра рядом», без учета желаний другого ребенка. После 2 лет – эмоциональная игра (повторение за сверстником его действий, заражение его эмоциями).


(Пример: Ребенок и кукла)


ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

Взрослый – «помощник», источник защиты и ласки. Эмоциональное общение. В совместной деятельности со взрослым развиваются новые формы общения.

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций: 

  • во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; 

  • во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия; 

  • в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка. 


Что такое адаптация?

При поступлении в ДОУ дети проходят через адаптационный период.


Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И поэтому в первую очередь адаптация к условиям ДОУ требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается.


Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

 1.Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.


2.Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.


3.Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; Ребенок начинает часто и длительно болеть (поднимается высокая температура, рвота, расстройства стула). От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, проявлять замкнутость и отчужденность. Теряет уже полученные навыки (демонстрирует мнимое неумение есть ложкой). Может наступить нарушение сна и аппетита. Происходит как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.).


Рекомендации для родителей по адаптации ребенка в ДОУ.


Когда ребенок начнет посещать ДОУ:

1. Режим. Первая трудность, возникающая в начале посещения детского сада, – новый режим. Ребенку сложно перестроится к новым требованиям, поэтому режим детского сада стоит придерживаться в домашних условиях и в выходные, праздничные дни.


2. Спать пора. В адаптационный период важно правильно организовать ночной сон ребенка. На фоне постоянного недосыпа у детей развиваются невротические состояния, в результате которых адаптация проходит длительно и болезненно.


3. Доброе утро. Резкое пробуждение, особенно в фазе глубокого сна, недопустимо. Оно приведет к капризам, вялости и раздражительности ребенка. Идеальный вариант, когда он просыпается самостоятельно. Если этого не происходит, то поможет соблюдение простого правила – будить ребенка минут на 10 раньше, давая возможность понежиться-потянуться в теплой постели.


.Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

6.Расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок.


7.Одевать ребенка в соответствии с температурным режимом.


8.Ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению.


9.Каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша.


10.Игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения.


11.В детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой.


12.Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.


13.Никаких дополнительных нагрузок. Ребенок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми людьми, получает массу эмоциональных переживаний в течение дня, поэтому в домашних условиях все нововведения должны быть минимизированы или полностью исключены. Ограничьте посещение развлекательных мероприятий, принимать гостей и самим ходить в гости лучше после того, как ребенок адаптируется. Дополнительные впечатления увеличат нагрузку на психику ребенка, которая и без того претерпевает серьезные испытания


14.Максимальное внимание. В период адаптации к детскому саду ребенка окружают вниманием и заботой. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать. Полноценный отдых, спокойная атмосфера в доме становятся приоритетными направлениями помощи родителей.


15. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»


16.Воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;


17. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.


Как приучить ребенка к горшку?

1. Для начала необходимо снизить значимость этого навыка. Да, ребенок уже в том возрасте, когда садиться на горшок нужно, но для того, чтобы выйти из замкнутого круга, нужно начать путь в некотором роде заново. В первую очередь Вам необходимо расслабиться, перестать нервничать, перестать ругать ребенка, эмоционально реагировать, стыдить и т.д.

2. Обязательно соблюдайте правило последовательности: регулярно присаживайте ребенка на горшок в одно и то же время. Помните, что к этим действиям имеет смысл переходить только тогда, когда тема горшка уже будет несколько забыта. Когда начнете присаживать, не удерживайте ребенка на горшке насильно, не заставляйте сидеть, если он этого не хочет. В этом возрасте можно подкреплять положительное поведение приятными эмоциями: хвалить, выбрать вместе с дочерью именно тот горшок, который будет вызывать у нее только положительную реакцию. Однако в этом вопросе нужно знать меру: не стоит активно хвалить ребенка за то, что он сходил в туалет, акцентируйте внимание на том, что девочка осталась чистой и никакие микробы ей теперь не угрожают.

3.Горшок обязательно должен стоять на видном месте, процесс раздевания не должен вызывать сложностей (одевайте дочь так, чтобы можно было легко и быстро освободить ее от одежды). Понаблюдайте за ребенком, если Вы видите, что она хочет в туалет, посадите ее на горшок, и обязательно делайте это после сна и перед прогулкой. Старайтесь не пробуждать в ребенке чувство вины и стыда, процесс приучения к горшку должен быть максимально комфортным в эмоциональном плане.

4. Обратите внимание на физиологическое состояние дочери: не испытывает ли она болей при мочеиспускании или акте дефекации, нет ли недержания мочи и т.д. Дело в том, что за проблемами с приучением к горшку часто могут скрываться такие заболевания, как пиелонефрит, энурез и т.д. Помните, что начать работу нужно с Вас, поскольку именно Ваше поведение отражает ребенок.

Далее, объяснять и просить – это посыл к рациональному, к сознанию. Но о каком сознании речь, если ребенок его только формирует? Ему нужно дать понимание, что это такое и как с этим быть, вот и все. Позвольте ребенку понять то, что производит его тело, что это неприятно, так у него сформируется потребность быть в чистоте. Наказывать, стыдить, запрещать – нельзя категорически. Это нормальный, физиологический процесс, поэтому нужно показывать на своем примере как с этим обходятся взрослые, привлекать положительное подкрепление и обязательно давать время на осознание.

Как отучить ребенка от соски?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Регина Радиковна

Дата: 25.09.2025

Номер свидетельства: 674731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства