Просмотр содержимого документа
«Конспект психологического занятия с дошкольниками 5-7 лет "Я учусь дружить собой".»
Конспект психологического занятия с дошкольниками 5-7 лет «Я учусь дружить собой»
Цель: развитие произвольной саморегуляции, двигательной активности у детей, через выполнение специальных упражнений, обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Задачи:
формировать умение регулировать свои поведенческие реакции;
развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, поддерживать у детей интерес друг к другу;
формировать навыки доброжелательного поведения, воспитывать ценностное отношения ребенка к себе и окружающим его людям.
Материалы: ноутбук с проектором для воспроизведения презентации. Бусинки («камешки»), «волшебные» очки, воздушные шарики, сердечки - по количеству детей. Письмо, клубок ниток.
Время проведения: 15-20 минут.
Участники: подгруппа детей (6-8 чел.)
Структура занятия
1часть. Ритуал приветствия.
Упражнение «Приветствие».
Дети встают в общий круг и берутся за руки. Все вместе за психологом повторяют стихотворное приветствие.
«Подружились мы с тобой. (пожимая руки стоящих рядом) .
Мы - огромный шар земной (расходимся на возможную ширину круга)
Можем мы горами стать (руки поднимаем вверх и встаем на цыпочки.)
Можем в прятки мы играть (руки опускаем и приседаем)
Не забудем никого, -(пожимаем руки стоящего рядом)
Всех найдем до одного (по очереди перечисляем имена детей.)
2 часть. Рабочая.
Психолог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто это, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий, На нём иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку. Ищет он грибы и тащит в норку. Носик у него курносый, чёрный, А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся, это… ёжик
Дети СКАЗАЛИ ОТГАДКУ – ВХОДИТ ЕЖ (сердитый)
Психолог: Правильно ребята, посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Ребята, давайте, поздороваемся с ежиком и узнаем, как его зовут? - Здороваются с ежом, спрашивают: Как тебя зовут?
Ежик сердито: Здравстуйте, ребята, зовут меня Колючка.
Психолог: Что ты еж, такой колючий?
Ежик: Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, да медведи…
И никто не хочет со мной дружить, только обижают все!
Психолог: Так звери, наверное, боятся к тебе подходить, вон, ты какой колючий и сердитый!!! Правда, ребята? – (ответы ребят)
Психолог: Ребята, а ведь и правда, очень сложно дружить с кем-то, когда ты сердитый или у тебя плохое настроение и ты злишься. Тогда совсем ничего не получается, и настроение становится еще хуже, а злость растет. Это, как камешек в ботинке.
Игра «Камешек в ботинке»
Психолог: кладет маленькие бусинки в сандалии каждому и просит пройти. Спрашивает детей, удобно ли им ходить, или что-то мешает? После ответов детей, объясняет им: «Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть. Но потом он натирает ногу, впивается в нее и появляется боль. Так маленькая проблема становиться большой неприятностью. Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, - вытащим его оттуда, и нога останется невредимой. Давайте, вытряхнем его. А если оставим камешек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые».
Упражнение «Избавление от гнева»
Психолог: Как вы думаете можно или нет злиться на других людей? На друзей? Почему? Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться и никого при этом не обижать. Давайте попробуем выпустить гнев с помощью воздушных шариков! Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь давайте надуем шарик и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (он сдувается). А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять).
А еще гнев можно выпустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев.
Психолог: Ребята, смотрите, а ежик не с пустыми руками к нам пришел? Еж-Колючка, что это у тебя в конверте?
Ежик: я был в другом саду, думал, там меня ребята научат, как не сердиться и с другими зверятами дружит, а они и сами не знают. Вот, берите, читайте.
Психолог: Сейчас прочитаем и узнаем, что в нем:
«Здравствуйте, дорогие ребята подготовительной группы! Обращаются к вам дети детского сада «Озорник». Помогите разобраться нам в наших непростых ситуациях и подскажите как поступить? Мы уверены, что вы справитесь».
Психолог: Ребята, давайте посмотрим что это за ситуации, и расскажем Ежику, как правильно поступать в таких ситуациях.
Игра «Как поступить?»
Психолог показывает карточки с изображением проблемных ситуаций, а дети называют варианты ответов, как поступили бы они в этой ситуации и почему так. Детей знакомят с ситуацией. Рассматриваются варианты поведения. Анализируются с детьми каждая ситуация и ее последствия. Обсудить выбор правильного варианта действия и его закрепить.
Игра “Доскажи словечко”.
Психолог: Вспомните ребята с помощью, каких волшебных слов мы можем доброжелательно общаться с другими людьми (дети отвечают). Продолжите предложение:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду,…(помоги ему)
Решай споры словами, …(а не кулаками)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Ежик: шепчет на ухо психологу: «Хочу тоже с вами поиграть».
Психолог: ребята, а ежик тоже хочет с нами поиграть. Я знаю интересную игру: я буду говорить фразу, если вы с ней согласны, то вам нужно будет поменяться местами, но помните, что меняться мы будем, не толкаясь, осторожно. Если вы готовы играть улыбнитесь мне. Слушайте внимательно: «Сейчас поменяются местами те:
- кто чистит зубы по утрам;
-кто любит кататься на санках;
-у кого есть домашнее животное
-кто любит сладости…
Игра «Мост дружбы».
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения. Взрослый показывает мяч (или мягкий прямоугольный блок.) и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».
3 часть. Ритуал прощания.
Психолог (тихим, таинственным голосом говорит): наше занятие заканчивается, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.
Техника-визуализация “Сердце на память”.
Психолог: А вы знаете, где находится сердце человека? (ответы детей) Давайте найдем свое сердце и положим на него руку и в тишине послушаем, как оно бьется, почувствуем его тепло ладонью. Тепло, которое вы чувствуете, это наша доброта и сочувствие. Затем второй ладонью накроем первую и стараясь сохранить тепло в руке, сложим руки в виде сердца. Теперь давайте соединим наши теплые сердца в середине круга. Чувствуете тепло от наших ладошек? Отпустим тепло доброты и сочувствия в наш круг, и пусть каждый из вас не забывает помогать друг другу.
Мое сердце тоже наполнено добром и теплом, и я с вами хочу поделиться частичками этого добра. (Раздает детям маленькие сердечки).
Психолог говорит в конце занятия: вы сегодня научились многим добрым вещам, поделились своей добротой с Ежиком. ( Посмотрите, он уже совсем не сердится и колючки у него уже не такие острые! (Погладьте его, Ежик, ты разрешаешь ребятам тебя погладить?)).
Рефлексия.
Психолог: мне интересно, что вы сегодня узнали нового? А что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей).
- Но мне хочется еще узнать, что вы сейчас чувствуете? – ответы.
- Я рада, что у вас радостное настроение.
Мои дорогие друзья, пришло время нам прощаться. Вы молодцы, что справились со всеми заданиями сегодня, правильно выполняли упражнения и активно играли в игры. А Ежик тоже хочет вам сказать добрые слова! (говорит ежик, чему он научился и благодарит ребят).