• Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;
• Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.
Материалы: Древо жизни, нарисованное на бумаге с окошками для рисования лиц членов семьи, проектор, экран, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие «Эхо».
Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания. Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его в ладоши, остальные повторяют.
Педагог-психолог:Ребята, Вы хотите попасть сегодня в страну Чувствундию? Для того, чтобы туда попасть, надо вспомнить правила этой страны:
Дети отвечают, затем психолог даёт им картинки, и они вывешивают их на доску:
• Если хочешь что-то спросить - подними руку.
• Если кому-то нужна помощь, то помоги.
• Один говорит, другие слушают.
Разминка-ритуал входа (авторская)
Мы в страну Чувствундию
Все пойдем, все пойдем!
Знания мы новые
Там найдем, там найдем!
Новые эмоции мы узнаем
И смешные рожицы покривляем!
Хлопаем, топаем мы все вместе
Покружись, оглянись - мы на месте!
На проекторе - ворота страны, и появляется принцесса Эмоция. "Здравствуйте, ребята, у нас в стране проблемы мы не знаем, как помочь нашей Машуле-капризуле. Послушайте историю про неё: Жила была Машуля-капризуля. Утром, как обычно она капризничала и ворчала: чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!
-«Ну сколько можно ворчать? » - вздохнула грустно мама. - Одевайся, скорее, пойдем в детский сад, а то я на работу опоздаю.
- Не пойду, не хочу, не буду!
Папа заглянул в комнату и сказал приветливым голосом: «Доброе утро, мои дорогие! » Мама ответила ему «Доброе утро! ». А машуля даже ничего не ответила папе, сидела угрюмо и ничего не делала.
- Ты почему не вежлива с родителями и почему у тебя все время такое настроение? Может у тебя проблемы в саду. Мы можем тебе помочь.
- Всё надоело! Все надоели! Не хочу быть вежливой!
И так каждый день.
Мама беспокоилась, переживала, ей было грустно, что её Машуля-капризуля всё время огорчает всех. Но однажды мимо пролетала Семейная Фея, которая всегда помогала жить в мире и согласии. Она услышала, что Машуле все надоели. И тогда Фея решила проучить Машулю, и она забрала у маши всю семью: и маму и папу, и бабушку, и дедушку и даже старшего брата.
Машуля-капризуля теперь и не знает что же ей делать, ведь ей теперь стало грустно и одиноко без своей семьи, она поняла, что очень любит их, но вести себя не умеет. Машуля просит помощи у вас ребята, помогите ей вернуть семью.
Педагог-психолог: ребята, мы поможем Машуле? А вы уверены, что мы сможем. У вас есть знания о семье? Давайте мы сначала узнаем, хорошо ли мы понимаем, что такое семья.
Давайте сядем в круг на ковер и Вы расскажете про ваши семьи.
Беседа:
Ребята по очереди рассказывают о своих семьях.
Итог: Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе. Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.
Педагог-психолог: Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.
-Кто встает раным –рано
В доме с ней добро, тепло,
Дочку, сына одевает
Да и в садик провожает (мама)
Он машину ловко водит,
В стенку гвоздик заколотит,
Маме дома помогает,
И с детишками играет (папа) .
Кто ребята, отвечайте,
Вкусно готовит всегда,
Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,
Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка) .
Носит медали он на груди,
Всем он на помощь стремится прийти,
Бабушка кличет его молодцом,
Стар он годами, а молод умом (дедушка) .
Педагог-психолог: хорошо Вы знаете про членов семьи. А знаете ли Вы, что они умеют делать и что они при этом чувствуют. А для чего они всё это делают?
Игра «Семейные дела».
Педагог называет действия, выполняемые членами семьи. Дети изображают эти действия: например, бабушка вяжет носки, мама моет посуду, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, дочь гладит белье, сын делает уроки.
Игра «Правильное общение»
Ребята встают в круг, психолог по очереди бросает мяч детям и говорит неправильные формы общения: например: в магазине ребенок вы захотели игрушку и кричите - я хочу игрушку! Быстро! Затем кидает мяч ребенку и он должен показать и сказать, так, чтобы было лучше сказать.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья.
Это мама, это я,
Это бабушка моя,
Это папа,
Это дед
И у нас разлада нет!
Вся семья и сердце на месте.
Рассматривание на экране картинки «Родословное дерево».
- Молодцы вместе, тогда ребята! Знаете всех членов семьи. А теперь рассмотрите «Родословное дерево». У дерева считается главным это корень. А семье кто самый главный?
- Тот, кто старше это наши бабушки и дедушки. Они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советами. Показывается порядок размещения портретов членов семьи: бабушки и дедушки на ближе к корням, родители на стволе, а дети на ветках.
- У каждого из вас есть семейный альбом. Вот посмотрите на слайды (показ слайдов) .
- На первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого?
- А теперь отдохнём вместе
Физминутка "Семья"
(Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения)
-Осенью, весною, летом и зимою,
Мы во двор выходим дружною семью.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево,
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Педагог-психолог: Ребята, а Вы хотите тоже сделать своё Древо жизни? Тогда Мы с Вами пройдем к столам и нарисуем в окошках лица наших родных.
Творческое упражнение «Древо жизни»
У каждого на столе лежат заранее приготовленные листы с изображением древа жизни, на котором нарисованы пустые овалы. Дети должны нарисовать себя на ветках, родителей и на стволе бабушек и дедушек. Психолог помогает детям расположить правильно рисунки своих родственников в ячейках. Для тех бабушек и дедушек, которых дети не знают, оставляется место, для того, чтобы родители помогли детям закончить работу.
Рефлексия
По полученным знаниям дети делают вывод о том, что же нужно для того чтобы семья всегда жила мирно и дружно. По завершении Машуля –капризуля поняла, что больше не будет капризулей, она попросила прощения за всё и семья воссоединилась.
Ритуал выхода из сказки.
Мы в стране Чувствундии были все!
Знаем теперь много мы о семье!
Хлопаем, топаем мы все вместе
Покружись, оглянись - мы на месте!
Прощание
Дети делают пирамиду из кулачков и говорят: «Всем, всем до свидания! »