kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект познавательно-исследовательская деятельность : «Какая жизнь происходит в реке?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для пополнения знаний детей о подводном мире.

Задачи:

1. Уточнить, обобщить и закрепить знания детей об обитателях подводного мира, способах его изучения.

2. Продолжать знакомить детей с разнообразием окружающего мира, пополнить знания детей о людях, изучающих подводную жизнь.

 3. Развивать внимание, глазомер, логическое мышление, память, воображение, познавательную и поисковую деятельность детей.

4. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, действовать в подгруппе согласованно.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса, беседа о водном мире, опыты с воздухом. д/и «Кто где живет?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Загадки», «Где спряталась рыбка?», рассматривание иллюстраций книги «Океан», беседа «Что такое подводное царство», беседа «Где спит рыбка», чтение произведений, изодеятельность на тему «Аквариум»).

Материал: глобус, презентация, карта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-исследовательская деятельность : «Какая жизнь происходит в реке?»»

Дата: 03.04.2019

Воспитатель: Котляр О.В.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: «Какая жизнь происходит в реке?»

Цель: создание условий для пополнения знаний детей о подводном мире.

Задачи:

1. Уточнить, обобщить и закрепить знания детей об обитателях подводного мира, способах его изучения.

2. Продолжать знакомить детей с разнообразием окружающего мира, пополнить знания детей о людях, изучающих подводную жизнь.

3. Развивать внимание, глазомер, логическое мышление, память, воображение, познавательную и поисковую деятельность детей.

4. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, действовать в подгруппе согласованно.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса, беседа о водном мире, опыты с воздухом. д/и «Кто где живет?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Загадки», «Где спряталась рыбка?», рассматривание иллюстраций книги «Океан», беседа «Что такое подводное царство», беседа «Где спит рыбка», чтение произведений, изодеятельность на тему «Аквариум») .

Материал: глобус, презентация, карта.

Этапы деятельности

Содержание

Мотивация

-Ребята, я в выходные дни ходила в библиотеку и взяла почитать очень интересные книги. Хотите их посмотреть и почитать вместе со мной (рассматриваем сидя)

-А хотелось бы вам отправиться в экспедицию по морям и океанам, исследовать подводные глубины и увидеть это всё по-настоящему? Кто с нами готов путешествовать? Команда в сборе!

- Но есть одна проблема, ведь мы не можем дышать под водой? Как же быть? (надо надеть водолазный костюм)

-А на чём можно отправиться в морские глубины (на подводной лодке, в батискафе)

-Специальная лодка для погружения на глубину – называется батискаф.

А чтобы пройти в наш батискаф, надо назвать предметы, которые нам необходимы будут в путешествии по исследовании подводного мира. (дети называют и садятся на стулья).


Постановка цели

Перед тем, как отправиться в экспедицию, нам необходимо вспомнить про жизнь в океане. И ещё у меня есть предложение, давайте сделаем плакат о нашей подводной экспедиции, о животном мире океана. Ведь книги в библиотеку надо сдавать, а на память у нас останется этот плакат. Согласны?

Совместная деятельность

Посмотрите и назовите, как называется этот предмет? (ответы детей - глобус)

Если на глобус Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться - Вода!

-Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая?

Глобус- это модель нашей планеты Земля, посмотрите он весь разноцветный, коричневые горы, зеленые равнины, синие моря и океаны, но если его очень сильно раскрутить, то глобус, кажется синего цвета. А как вы думаете почему?

Большую часть поверхности Земли занимают океаны. Кто их назовет и покажет? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный и множество морей - они обозначены синим цветом.)

(Перед детьми карта мира)

Северный ледовитый океан – большую часть года по нему не плавают, как по другим океанам, а ездят на собаках или ходят на лыжах, как русский Фёдор Конюхов, дошагавший до полюса в одиночку. Лёд в океане пресный, да и вода не слишком солёная.

Атлантический океан – широкой изогнутой лентой протянулся с севера на юг самый молодой и самый стройный, образовавшийся из узкой трещины в земной коре миллионы лет назад. Атлантический океан медленно, на половину ширины детской ладошки в год, раздвигает свои берега.

Тихий океан – океан – великан. 10 раз уместился бы Северный Ледовитый на его поверхности. Самый большой и самый грозный из океанов – Тихий, так назвал его Магеллан, увидев полоску чистой спокойной воды. В нем чаще всего происходят стихийные бедствия: штормы, ураганы, цунами, подводные вулканы.

Индийский океан – самый древний из океанов. О древнем возрасте океана говорят глубокие морщины, оставленные временем на его дне.

Южный океан –Нет у этого океана ни начала, ни конца. Ни западных, ни восточных границ, а на юге границей ему служит Антарктида.

А все океаны вместе называют Мировым океаном. Хотя моря и океаны расположены в разных местах земного шара, но у них у всех есть что-то общее. Что (соленая вода).Кто же её солит, ведь в реках, которые впадают в океан, вода пресная? Помните, мы свами несколько дней назад налили пресную воду в блюдце. Посмотрите, вода высохла, а на блюдце появился налет. Если мы будем добавлять туда воды и снова сушить, то налета будет всё больше и больше. То же самое происходит в море- вода испаряется, а соль со всех рек остается. Самое соленое море находится в Азии. Оно называется Мертвым морем. Вода там настолько соленая, что в нем не живет ни одно существо.

Опыт «Соленая вода»

Ходите провести интересный опыт с морской и пресной водой? В этих 2 банках пресная вода, сейчас мы в одной сделаем морскую воду. Мне нужен помощник (добавить 2 ст. ложки соли).А сейчас давайте опустим яйцо в морскую, в пресную. Что видим? Почему? Соленая вода плотнее, тяжелее, поэтому яйцо не тонет. И поэтому на море плавать намного легче, чем в речке или озере. А Мертвом море (самом соленом, можно даже лежать на водебез усилий и не бояться утонуть. Вот какие есть чудеса у моря!

Игра «Хорошо-Плохо?»

– Ребята как вы считаете, море –это хорошо? Почему? (море дарит прохладу, у моря мы отдыхаем, оздоравливаемся, купаемся). Правильно, ещё по морям и океанам люди перевозят грузы. Очень полезны для человека морские животные, рыбы, моллюски. А море- это плохо? Почему (На морях бывают сильные штормы и бури. Там гибнут люди и корабли, в море можно утонуть, могут напасть хищники).

И ещё бывают очень опасные землетрясения в океане, от этого поднимается огромная волна-цунами, она может пройти от одного материка до другого и снести всё на своем пути. Есть ещё одна опасность –подводные вулканы. И тогда горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается и превращается в пар и даже может произойти взрыв.

Физ. минутка «Пираты»

-Ну что же, мы теперь много знаем интересной информации про моря и океаны и настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром.

1-2-3 все поплывём!

В мир подводный попадем.

Сейчас начнутся чудеса,

Нужно лишь смотреть во все глаза.

-Вот мы оказались в подводном мире.

-Как вы думаете, почему цвет воды на плакате раскрашен в три цвета?

-Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся в толщу воды, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать?

Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно)

-А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.

-Хотите узнать, кто на каких этажах живет?

-Как вы думаете в море, океане живут только рыбы? Живут и звери, хотя внешне они очень похожи на рыб. (морж, тюлень, кит, касатка, дельфин)

-Итак, мы в верхнем слое воды. Кто же здесь обитает?

Вот диковинка морская,

С головой, как у лошадки,

Вертикально плавает,

Дышит только жабрами!

Ответ: Морской конёк

Морской конек – удивительная рыба. живёт в верхних слоях воды, плавает только вертикально и может изменять свою окраску. Хвостиком цепляется за водоросли, чтобы его не унесло течением. Изгиб шеи напоминает изгиб шеи у лошади, когда плывет, вытягивается и становится похож на иголку.

Стая по морю плывёт,

Звук чудесный издаёт,

Любознательны, игривы,

С плавниками, но не рыбы!

Ответ: Дельфины

Что вы знаете о дельфинах? Вы были в дельфинарии? А что дельфины делали?

Дельфин – очень умное, самое сообразительное животное. Живут в верхних слоях воды. Так как дельфины дышат воздухом, они часто выныривают на поверхность.

Дельфины живут стадом, дельфиниха кормит дельфиненка молоком около года, через год дельфиненок начинает самостоятельно питаться рыбой. Дельфинята любят играться, скатываться со спины, как с горки, выпрыгивать с воды, чтобы мама догоняла. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные.

А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей. Дельфины занесены в Красную книгу, на них у нас в стране запрещена охота.

То под водную толщу уходит,

И гудит, как большой пароход,

То выныривая песнь заводит,

И фонтан из спины его бьёт!

Ответ: Кит

Киты – самые крупные животные в мире, весит кит больше 50 слонов, сердце животного размером с автомобиль, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком, оно такое жирное, что по густоте похоже на зубную пасту.

Живет в верхних слоях воды, так как тоже дышит воздухом и для этого часто выныривает. Питается этот гигант мелкими рыбёшками и рачками. Хотите посмотреть, как это происходит?

Проводит опыт «Питание кита».

Проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок) .

В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом) .

Летучая рыба – в воде плавает, как и все другие рыбы. Длинные и широкие плавники у нее сложены и прижаты к телу. Спасаясь от хищников, летучие рыбы разгоняются и выпрыгивают из воды. Распустив крылатые плавники, они с огромной скоростью мчаться над волнами. Снижаются, отталкиваются от воды.

-Почему эти рыбы и животные живут только в верхнем слое?

Спускаемся на средний этаж, в толщу воды.

В океанах и морях,

Хищница та проживает,

Видом грозным она всех,

Обитателей пугает!

Ответ: Акула

Акула - самые большие и прожорливые рыбы. Живут на средних этажах, в толще воды. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов.

Маскируюсь я умело,

Цвет меняю так же смело,

Восемь ног и голова,

Отгадайте, кто же я?

Ответ: Осьминог

Осьминоги живут в толще воды. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу. Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное. на самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.

Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Вы верите, что мы можем показать, как это происходит. А это правда, хотите посмотреть?

Показывает опыт «Реактивное движение»

Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её?

От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Показывает иллюстрации тунца и сельди.

Называют рыб, ставят иллюстрации на мольберт с синей фишкой

Тунец, сельдь – промысловая рыба. Живут они в толще воды на средних этажах. Плавают большими стаями.

Морская черепаха

И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме. (черепаха)

Это черепаха выходит на сушу только один раз. Она откладывает яйца, чтобы успеть к рассвету вернуться в море, а иначе солнце ее сожжет.

-Почему эти жители живут в толще воды, на среднем этаже?

Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте?

-А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете?

-В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных океанских глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы.

Скаты живут в глубине, их тело приобрело плоский вид, так лежащие на дне скаты незаметны. Другие скаты с помощью электр. заряда могут охотиться на свою жертву. Это электрические скаты.

Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. А вы отдыхая, видели на море настоящих медуз? (ответы детей). Почему их нельзя трогать? (ответы). Да, ребята, так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные.

морские звёзды- показать вам красивое существо похожее на цветы. Из- за своей окраски они очень заметные животные. Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбёшек, кораллы. Хотя рта у них невидно, они караулят свою добычу, обхватывают её щупальцами, сдавливают и съедают.

-Ещё кто на глубине живет (камбала, краб, кораллы)

Как называются рыбы, живущие на большой глубине? Глубоководные.

Вот мы с и побывали в подводном мире, и увидали многих обитателей, знаем кто на какой глубине живёт. Всплываем в батискафе на поверхность. Пока плывем, поиграем

5. Игра «Угадай-ка».

• У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

• У кого рот на брюхе? (у акулы)

• Какая собака не лает? (морская)

• На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

• Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

• Родственник рака? (краб)

• Каких вы знаете морских животных, и почему они так называются?

• Какое морское животное самое большое в мире?

• Чем отличаются морские животные от рыб?

Теперь можно приступить к оформлению плаката:на столах картинки обитателей морей и океанов. Выбирайте любого, раскрашивайте и приклеивайте на свой этаж на нашем плакате.


Рефлексия

- Что нового мы сегодня с вами узнали?

- Что вам понравилось больше всего?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Котляр Олеся Викторовна

Дата: 19.05.2019

Номер свидетельства: 511140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства